Развитие ребенка в 4 месяца

Содержание
  1. Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития
  2. Физическое развитие
  3. Сон и режим дня
  4. Когда стоит беспокоиться?
  5. Развитие ребенка в 4 месяца
  6. Сколько должен весить ребенок в четыре месяца
  7. Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек
  8. Ребенок в 4 месяца (календарь развития)
  9. Рефлексы
  10. Новые умения и навыки
  11. Психоэмоциональное развитие в четыре месяца
  12. Зрение
  13. Слух
  14. Отсутствие навыков: что должно насторожить
  15. При грудном вскармливании
  16. При искусственном кормлении
  17. Сон
  18. Как помогать малышу развиваться
  19. Развивающие игры с ребенком
  20. Развитие ребенка в 4 месяца
  21. Нервно-психическое развитие ребенка в 4 месяца
  22. о развитии ребёнка в 4 месяца от детского психолога
  23. Зрение и слух ребенка четвертого месяца жизни
  24. Развитие речи в 4 месяца
  25. Уход за ребенком на четвертом месяце
  26. Питание ребенка в 4 месяца
  27. Необходимые обследования
  28. Как играть с ребенком в 4 месяца?
  29. Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

Развитие ребенка в 4 месяца

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.

Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.

После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Оценка статьи:

(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa

Развитие ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

На четвертом месяце жизни младенца происходят важные изменения в его социальном, психологическом и эмоциональном развитии.

В этот период ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осознанно изучает игрушки и предметы, начинает проявлять активный интерес к происходящим вокруг событиям.

Изменения происходят и в физическом развитии – пропорции тела ребенка постепенно приближаются к пропорциональным параметрам взрослого человека.

Для оценки уровня развития младенца, которому уже исполнилось 4 месяца, большое значение имеют особенности зрительного восприятия и формирования речевых навыков.

Даже если ребенок немного отстает от своих сверстников, это легко можно скорректировать при помощи специальных занятий и развивающих игр.

Бывает и так, что несоответствие навыков младенца существующим стандартам является первым признаком серьезных неврологических расстройств и других тяжелых патологий, поэтому родители должны знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

Сколько должен весить ребенок в четыре месяца

В течение первого года жизни младенец должен проходить ежемесячный плановый осмотр у участкового педиатра. На каждом приема малыша обязательно взвешивают, измеряют его рост, окружность головы и грудной клетки. Это важнейшие антропометрические показатели, позволяющие оценить состояние здоровья ребенка и правильность его развития.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Например, несоответствие размеров грудной клетки возрастным нормам может свидетельствовать о нехватке витамина D3 и быть признаком рахита – прогрессирующего нарушения обменных процессов, вызывающего дистрофию костной ткани и патологии нервной системы.

Слишком большая окружность головы в некоторых случаях может быть клиническим проявлением гидроцефалии – опасного заболевания, при котором происходит скопление цереброспинальной жидкости в желудочках головного мозга.

Для своевременной диагностики этих заболеваний необходимо контролировать изменения в данных параметрах и вовремя обращаться за медицинской помощью.

Не менее важно регулярно измерять рост и вес ребенка – это поможет вовремя заподозрить патологии эндокринной системы (например, нарушение синтеза инсулина и гормонов надпочечников). Вес ребенка в 4 месяца может колебаться от 6 до 7 кг.

Средняя прибавка в этот период составляет около 700-750 г, так как двигательная активность младенца еще находится на низком уровне. Средний рост четырехмесячного ребенка – 64 см.

Некоторые дети в этом возрасте вырастают до 68 см – это также считается вариантом нормы, если в анализах крови и мочи не выявлено никаких отклонений.

На вес и рост ребенка в 4 месяца могут влиять следующие факторы:

  • тип вскармливания (дети, получающие в качестве питания молочные смеси, набирают вес немного быстрее);
  • наследственность;
  • масса тела при рождении;
  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • количество и продолжительность прогулок.

Важно! Если показатели физического развития намного отличаются от нормальных значений, ребенок нуждается в комплексном обследовании, так как этом может быть признаком неврологических, эндокринных расстройств, а также заболеваний сердца и сосудистой системы.

В этот возрастной  период активно развивается мышечная система ребенка, помогая младенцу осознать свое тело, изучить его и подготовить к выполнению основной задачи первого года жизни — умению ходить.

Двигательные навыки

Мышцы ребенка в 4-5 месяцев уже достаточно крепкие, чтобы он мог выполнять многие действия:

  • осознанное хватание предметов (не путать с рефлекторными действиями) и перекладывание их из руки в руку;
  • удерживание головы в положении лежа на животе и поднимание верхней части туловища с опорой на ладошки ;
  • переворачивание со спины на живот и обратно;
  • приподнимание плечевого корпуса и головы в положении лежа на спине (первые попытки сесть);
  • хватание за перекладину или руку взрослого лежа на спине с попытками подтягивания;
  • способность придерживать ручками грудь матери или бутылочку при кормлении;
  • приподнимание ягодиц и отталкивание ножками в положении лежа на животе (задатки ползания).

После того, как малыш освоит все перечисленные навыки, его лучше спускать на пол, ограничив пространство для передвижения при помощи подушек или специальных напольных манежей. Это положительно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка и позволяет изучать окружающий мир с нового ракурса.

Важно! Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка, если он сам не предпринимает попыток сесть и не может самостоятельно удерживать спину. Слишком ранние попытки посадить кроху могут стать причиной заболеваний позвоночника (остеохондроза, сколиоза). У девочек подобная практика может привести к нарушению функционирования репродуктивных органов и загибу матки.

Физиологическое развитие

На четвертом месяце жизни в организме ребенка происходят важнейшие физиологические изменения, затрагивающие почти все органы и системы и определяющие степень его здоровья и развития в будущем.

  1. Слух. Ребенок способен определить источник звука.Нормой в этом возрасте считается, если малыш проявляет ответные реакции на обращенную к нему с расстояния 2-2,5 метров речь.
  2. Зрение. Возможности органа зрения по восприятию и дифференциации различных оттенков и цветов расширяются, улучшается острота зрения. У многих детей в этом возрасте может измениться цвет глаз. Ребенок хорошо видит не только вблизи, но и подобно взрослому человеку, на расстоянии 20-30 см. В 4 месяца младенец должен уметь фокусировать взгляд на игрушках и других предметах, а также людях, которые с ним разговаривают. Многие дети рождаются с легкими формами косоглазия, возникающего из-за слабости зрительных мышц. В 4 месяцам это состояние должно пройти. Если этого не происходит, необходимо показать младенца врачу, чтобы исключить патологии органов зрения и различные формы неврологических расстройств, например, ДЦП.
  3. Слезные железы. На четвертом месяце жизни плач ребенка уже сопровождается слезами, а не просто громкими звуками с негативной окраской.
  4. Волосы и ногти. Волосы также начинают активно расти в возрасте 4-5 месяцев. Быстрее растут и ногтевые пластины, кожа околоногтевых валиков уплотняется. Это связано с нормализацией пищеварительных процессов и улучшением всасывания полезных элементов, которые непосредственно влияют на питание волосяных фолликулов и клеток эпидермиса.
  5. Пищеварительная система. К 4 месяцам в организме младенца нормализуется выработка пищеварительных ферментов, необходимых для переваривания и расщепления пищи. Это проявляется следующими признаками: устранение кишечных колик, уплотнение каловых масс (оформление стула), регулярность испражнений, расслабленность брюшных мышц. Ребенок становится спокойнее. Налаживается аппетит, улучшается качество сна. Некоторые дети в этом возрасте могут перейти на восьмичасовой ночной сон с одним ночным кормлением.
  6. Типичные рефлексы новорожденных уже почти не прослеживаются. Остаются только некоторые рефлексы: сосательный, рефлекс ползания, рефлекс Моро. Частично может сохраняться поисковый рефлекс, который со временем заменяется реакцией на визуальный раздражитель (оживление малыша при виде бутылочки со смесью, груди, приготовленной к кормлению), хватательный рефлекс, рефлекс Галанта. Если хоботковый рефлекс, рефлекс Бабкина, рефлекс автоматической ходьбы все еще есть у ребенка к четвертому месяцу жизни, это может указывать на поражение центральной нервной системы.

Психическое и эмоциональное развитие

Действия ребенка становятся более упорными и целенаправленными, характер уравновешивается, постепенно сходит на нет возможность возникновения неожиданного плача безо всяких очевидных причин. В этом возрасте ребенку интересно быть одному, изучать свое тело, поэтому некоторые дети могут посвящать занятиям без участия взрослых до 30 минут

  1. Гуление. В 4 месяца ребенок активно гулит во время бодрствования и пытается произносить первые слоги, используя согласные звуки.
  2. Эмоциональность. Четырехмесячный малыш ярко выражает свои эмоции: смеется, проявляет радость, важничает. Ему нравится общаться со взрослыми.
  3. Ребенок учится реагировать на слова мамы или другого человека, который находится с ним большую часть времени. Многие дети в этом возрасте реагируют не только на речь близкого человека, но и на его присутствие. Это может проявляться активным гулением, улыбками, растягиванием согласных звуков (чаще всего «а», «о» и «у»).
  4. На четвертом-пятом месяце жизни ребенок узнает голос знакомых ему людей. Реакция может проявляться поворотом головы, улыбкой, активными движениями руками и ногами. Положительные эмоции могут возникать во время прослушивания знакомой музыки, песен, любимых сказок.
  5. Появляются зачатки общения жестами. Малыш может протягивать ручки, тем самым показывая свое желание оказаться на руках у матери.
  6. Младенец проявляет признаки заинтересованности в окружающих его вещах. Если он хочет взять какой то предмет или получше рассмотреть его, то его губки вытягиваются «хоботком», дыхание учащается и малыш тянется к предмету.
  7. Активное познание собственного тела. Руками ребенок ощупывает свои ножки, тем самым как бы фиксируя в сознании факт наличия, изучает их, сосет пальцы на ногах.

Важно! Признаком здорового социального и эмоционального развития является разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Когда ребенок видит незнакомого человека, он проявляется беспокойство, начинает кричать и плакать, пытается отвернуться в другую сторону. В присутствии мамы или других близких людей ребенок улыбается, активно гулит и проявляет признаки заинтересованности в общении.

«Певучесть» у младенцев 4-5 месяцев является признаком здорового эмоционального развития и социальной адаптации. В этот период важно больше разговаривать с ребенком, играть в игры, при этом объясняя все действия и называя окружающие предметы.

Положительно влияет на эмоциональное и речевое развитие чтение сказок и пение спокойных песен, например, колыбельных.

Даже если мама не занимается с ребенком, но в это время находится с ним в одном помещении, следует чаще общаться с младенцем, чтобы улучшить психоэмоциональное восприятие, которое во многом определяет характер и личностные качества ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

календарь развития ребенка от 4 до 5 месяца

  1. Подвесные игрушки. Это могут быть мобили, игрушки, закрепленные на перекладине или просто предметы разного размера, формы, цвета, фактуры, издающие звуки, подвешенные на прищепках на веревочке или резинке поперек кроватки. Со временем старые, надоевшие игрушки заменяют новыми, а старые прячут и через некоторое время используют вновь.
  2. Погремушки. В возрасте четырех месяцев ребенку будут интересны легкие погремушки. Желательно, чтобы они были разные. Также как и подвесные игрушки они за счет тактильных ощущений, звука, цвета способствуют развитию ребенка. Лучше всего, если это будут пластмассовые или деревянные погремушки, которые легко мыть. Ребенок непременно попробует игрушку на вкус. Рот в этом возрасте — это важнейший орган познания окружающего мира, поэтому препятствовать тянуть все подряд в рот, значит сдерживать нормальное развитие ребенка. Основная забота мамы — это обеспечить чистоту всех предметов, которые находятся в доступной близости от малыша.
  3. Прятки. Бурю восторга наверняка вызовет игра с ребенком в прятки. Играть можно, используя разные варианты: прятаться за пеленкой или закрывать глаза руками, а потом вновь «находиться» с возгласом «ку-ку». Крохе будет интересно понаблюдать и за мягкой игрушкой, которая то прячется, то опять возвращается. В конце игры дайте потрогать ее руками.
  4. Сорока-белобока. Вспомните эту игру из вашего детства и она также как и вам когда-то понравится вашему малышу. Также не забывайте о пальчиковых играх, приговаривая при этом забавные потешки.
  5. Подтягивание. Четырехмесячный малыш вполне может подтянуться, зацепившись за опору, а если это у него плохо получается, потренируйте его. Дайте зацепиться ручками за большие пальцы, а указательными зафиксируйте ладошки и слегка потяните. Ребенок непременно попытается подтянуться. Такое упражнение помогает развить мышцы и постепенно ребенок сможет уже почти сидеть. Вместе с тем, оставлять его в сидячем положении еще нежелательно, поэтому необходимо вернуть кроху в положение лежа.
  6. Прыжки. Поскольку мышцы шеи и спины ребенка уже достаточно окрепли, то можно попробовать, поддерживая ребенка под мышки, поучить ребенка прыгать. Сидя приподнимите малыша над коленями и опустите на ножки, но так, чтобы он не успел полностью перенести на них весь свой вес. В этот момент опять приподнимите ребенка. Обязательно общайтесь при этом с крохой. приговаривая какой-нибудь ритмичный стишок, улыбайтесь, чтобы малыш не испугался.
  7. Разговорчики. Постарайтесь поговорить с ребенком в форме диалога. Скажите ему что-нибудь, а потом выдержите паузу и вы наверняка услышите ответ. Больше разговаривайте, описывая и рассказывая окружающие предметы. Общаясь, не забывайте выражать свои эмоции, чтобы ваше лицо было хорошо видно малышу. Конечно же смысл слов он не поймет, но ваши эмоции все ему скажут.

Большое значение в правильном развитии для младенца 4-5 месяцев имеют игрушки. Педиатры советуют приобретать для ребенка такого возраста следующие игрушки:

  • яркие погремушки, колокольчики и другие игрушки для привлечения внимания и стимулирования навыков ползания;
  • тканевые игрушки и лоскутки для развития тактильного восприятия;
  • тканевые мешочки, заполненные различными крупами для развития тактильных ощущений;
  • тряпичные браслеты и игрушки с подвесками для развития мелкой моторики.

Все игрушки должны быть яркими и выполненными из безопасных материалов. Преимущество следует отдавать изделиям, окрашенным в природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий или оранжевый.

рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Источник: http://topotushky.ru/razvitie-rebenka/razvitie-rebenka-v-4-mesyaca.html

Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные колики все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Новые умения и навыки

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

Подробно о новых навыках и умениях малыша в 4 месяца

Психоэмоциональное развитие в четыре месяца

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный.

Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета.

Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного.

Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра.

Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений.

Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации.

Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Отсутствие навыков: что должно насторожить

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: по режиму или по требованию. В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном питании матери, ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов.

К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов.

Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

Как помогать малышу развиваться

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке.

К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали.

Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев, когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора.

Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам.

Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Источник: https://babymir.net/rebenok-v-4-mesyaca-kalendar-razvitiya/

Развитие ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

Четвертый месяц жизни можно назвать переходным периодом, так как ребенок все более осмысленно реагирует на общение с ним, дольше рассматривает игрушки, его движения становятся более уверенными, а некоторые малыши начинают пробовать «взрослую» пищу.

Ваш малыш уже умеет…

Поворачиваться со спины на живот

Мальчики:

57,2-68,2 см.
5-8,4 кг.
39,6-44,5 см.
38,1-45,7 см.

Девочки:

57,2-67,4 см.
5,1-7,4 кг.
38,2-44,2 см.
38,1-44,3 см.

За четвертый месяц жизни ребенок набирает в весе 700-800 грамм (общая прибавка веса за всё время составляет около 3 кг). Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее увеличивается его масса тела. Чем старше становится малыш, тем меньше его ежемесячные прибавки веса.

Начиная со второго квартала (с 3 месяца) рост ребенка ежемесячно увеличивается на 2,5 см. Так за период с 3 по 4 месяц жизни малыш подрастет на 2,5 см. За истекший период (от рождения до 4 месяцев) длина тела увеличивается на 10-12 см.

Окружность головы к четвертому месяцу жизни увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 1,5-2 см.

Нервно-психическое развитие ребенка в 4 месяца

На 4 месяце жизни активно развивается мануальная деятельность рук: малыш активно приближает верхние конечности к глазкам, рассматривает их, потирает пеленку, подушку, одежду.

Движения ребенка становятся более целенаправленными, так, например, малыш может взять игрушку, поднести ее к лицу и рассматривать.

Малыш тянется за игрушками, которые висят на расстоянии вытянутой руки над его грудью.

Также на 4 месяце происходит развитие координации движения мышц спины, что проявляется переворачиванием ребенка со спины на животик, а позднее и с живота на спину.

Ребенок хорошо удерживает голову как в вертикальном положении, так и лежа на животе, при этом опирается на ручки.

Следит за игрушкой, когда она перемещается вверх, вниз, влево, вправо.

Лежа на спине малыш может взяться за руки взрослого и подтянуться.

В четыре месяца малыш способен различать цвет и форму предметов, узнает знакомых людей.

Ребенок начинает повторят и имитировать звуки, составляет первые слоги (ма, па, ба).

В этом возрасте ребенку очень нужно внимание и общение, на которое малыш с удовольствием отвечает как умеет (улыбается, гулит, агукает, смеется, радостно шевелит ручками и ножками).

о развитии ребёнка в 4 месяца от детского психолога

Малыш активно познает мир, теперь он всё тащит в рот. Поэтому, проследите, чтобы игрушки были чистыми, и поблизости не было мелких деталей, которыми малыш может подавиться.

У ребенка может усилиться слюноотделение, это может быть защитной реакцией на то, что у малыша всё время что-то во рту (чтобы быстрее очищалась его слизистая оболочка), а также быть одним из симптомов прорезывания первых зубов.

Также малыш начинает прижимать деснами материнскую грудь, иногда так сильно, что это может доставить маме дискомфорт.

В 4 месяца ребенок начинает более настороженно относиться к посторонним людям и ему требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новому человеку.

К четырем месяцам Ваш малыш начинает различать тональность музыкальных звуков.

Интерес к собственному телу не исчезает, а становиться только сильнее, малыш ощупывает свои руки, ноги, хватает гениталии, а особо ловкие умудряются сосать большие пальцы ног.

Четырехмесячный малыш уже может огорчаться и обижаться, что может проявится недовольным выражением лица, хныканьем, плачем.

Вот сколько всего умеет малыш в 4 месяца.

Зрение и слух ребенка четвертого месяца жизни

К 4-5 месяцам завершается формирование аппарата зрения. Малыш уже может переводить взгляд с одного предмета на другой, также может тщательно его рассматривать, совсем как взрослый. В этом возрасте дети предпочитают светлые цвета.

К концу четвертого месяца ребенок может различать плоские и объемные предметы.

Способен различать знакомые и незнакомые предметы, игрушки.

Глазные мышцы тоже уже достаточно окрепли, поэтому косоглазия у здорового ребенка в 4 месяца быть не должно.

Слух ребенка также совершенствуется, при появлении различных звуков ребенок прислушивается, затем поворачивает голову в сторону источника звука, находит его глазами, рассматривает.

В этом возрасте родители могут отметить музыкальное предпочтение малыша. Некоторые любят веселые быстрые мелодии, другие, напротив, медленные, спокойные, а кто-то вообще предпочитает мамины песни.

В целом все малыши на быструю ритмичную мелодию реагируют оживлением, усилением двигательной активности, а на спокойную колыбельную — затихают и успокаиваются.

Развитие речи в 4 месяца

В четыре месяца малыш активно агукает, гулит, что называют лепетом.

Звонко смеется и радостно вскрикивает, хорошо дифференцирует слоги, так что многие родители принимают их за первые слова.

Очень любит вслушиваться в обращенную к нему речь, понимает интонацию голоса.

Своими действиями провоцирует взрослого на общение.

Если у малыша спросить «Где мама?» начинает активно искать её глазами.

Уход за ребенком на четвертом месяце

Прогулки с малышом становятся всё длиннее, особенно в теплое время года. Летом можно гулять по 2-3 часа 2 раза в день, зимой — 1,5-2 часа 1-2 раза в день (ориентируясь по погоде).

Массаж и гимнастику желательно делать 2 раза в день (утром и вечером).

Чтобы ребенок лучше засыпал можно регулярно перед сном проводит «ритуал отхождения ко сну». Каждый день, в одно и то же время купать малыша, после купания погладить по спинки, по животику, одеть, покормить, спеть колыбельную. Можно придумать свой «ритуал» главное, чтобы малышу это приносило положительные эмоции и способствовало здоровому сну.

Многие малыши в этом возрасте начинают капризничать и плохо спать, возможно это связано с началом прорезывания зубов. Хотя, чаще всего, первые зубы появляются в 5-6 месяцев, в 4 месяца у ребенка могут начать чесаться десны, что очень беспокоит малыша. Облегчить состояние помогут специальные прорезыватели. Применение лекарственных средств возможно только после консультации с врачом.

В этом возрасте следует более тщательно следить за чистотой и состоянием ногтей ребенка, регулярно их подстригать. Так как малыш все тянет в рот, и первым делом свои руки, длинные, острые ногти могут поранить нежную слизистую оболочку полости рта.

Питание ребенка в 4 месяца

В 4 месяца вскармливание остается исключительно грудным.

Современные педиатры не рекомендуют вводить прикорм раньше 4,5 — 5 месяца.

К четырем месяцам у многих детей вырабатывается свой собственный режим кормления.

Желудок ребенка становиться больше, в результате чего ему уже не требуются частые прикладывания к груди.

Во время кормления ребенок может отвлекаться на посторонние звуки, окружающих людей, поэтому, кормление малыша лучше проводить в тихом, спокойном месте.

В грудном молоке (или детской смеси) достаточно питательный элементов для четырехмесячного ребенка. Если Вам всё же не терпится угостить малыша чем-нибудь новеньким, то перед введением прикорма обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Необходимые обследования

В четыре месяца обязательно посетите педиатра, чтобы узнать сколько малыш набрал в весе и на сколько подрос. Также врач оценит его нервно-психическое развитие. Никаких дополнительный анализов и обследований в этом возрасте не требуется.

В 4,5 месяца необходимо сделать вторую прививку АКДС (от дифтерии, коклюша, столбняка) и ОПВ (от полиомиелита).

Как играть с ребенком в 4 месяца?

Продолжаем игры, которые способствуют развитию мелкой моторики и развивающие тактильное восприятие (игрушки разные по форме, размеру, текстуре, мешочки набитые различным материалом и др.).

Во время прогулок малыш начинает с большим интересом рассматривать всё вокруг, поэтому очень важно рассказывать об окружающем мире, называть ему то, что он видит.

В 4 месяца ребенок активно осваивает перевороты, можно помочь ему в этом, например, покачивая перед ним игрушкой с той стороны, на которую у него лучше всего получается переворачиваться.

В этом возрасте некоторые малыши могут играть и занимать себя самостоятельно, что не может не радовать.

Частое общение с малышом, повторение слогов, имитация звуков которые произносят животные способствует речевому развитию.

Можно поиграть с ребенком в прятки: закройте лицо руками или спрячьтесь за пеленку. Через несколько секунд выгляните сначала справа, а в другой раз — слева, затем сверху и снизу.

Не заменимы для развития мелкой моторики пальчиковые игры.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

Для развития тактильной чувствительности подойдут игрушки из разных материалов: деревянные, пластмассовые, резиновые, тряпичные. Игрушки должны быть жесткими и мягкими, гладкими и шершавыми, тяжелыми и легкими иметь разную форму и размер.

Для малыша 4 месяце лучше располагать и подвешивать игрушки на расстояние вытянутой руки, чтобы он мог до них дотянуться приложив небольшое усилие, это будет стимулировать двигательную активность.

Погремушки на палочки, резиновые игрушки с пищалками, колокольчики, яркие картонные книжки — не заменимы для ребенка в этом возрасте.

Наденьте на ножку ребенка ярких носок или привяжите к ней колокольчик, поднимите ножку, подвигайте ею вперед и назад, привлеките внимание малыша. Далее малыш будет пытаться достать колокольчик, для этого он будет сгибать ноги, подтягивать их к груди, трогать. Все это очень способствует развитию координации движений и концентрации внимания.

В этом возрасте для малыша очень важно Ваше одобрение и поощрение, поэтому чаще хвалите его и радуйтесь его успехам

Источник: http://www.mapapama.ru/children/calendar_baby/month4

Цветы жизни
Добавить комментарий