Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Содержание
  1. Играем и развиваем память у дошколят
  2. В чем особенности памяти дошколят
  3. Почему важно развивать слуховую память
  4. Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти
  5. Рекомендации по развитию памяти дошкольника
  6. Игры для развития памяти и внимания
  7. Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников
  8. Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста
  9. Память и личность
  10. Четыре вида памяти
  11. Память у детей дошкольного возраста
  12. Особенности запоминания
  13. Научите ребенка правильно запоминать
  14. Четыре приема для легкого запоминания
  15. Иностранные языки для маленьких
  16. Тренировки для памяти
  17. Зрительная память
  18. Двигательная память
  19. Словесно-логическая память
  20. Родителям на заметку
  21. Проблемы с запоминанием
  22. Развитие памяти у детей дошкольного возраста (Мухина В.С.)
  23. Развитие произвольной памяти
  24. Соотношение непроизвольного и произвольного запо­минания
  25. Развитие памяти у детей дошкольного возраста | Особенности и нарушение памяти у детей
  26. Как оценивают мнемонические способности детей
  27. Возрастные особенности развития памяти у детей
  28. От 1 года до 2 лет
  29. От 2 до 4 лет
  30. От 4 до 6 лет
  31. Тренировка двигательной памяти
  32. Тренировка зрительной памяти
  33. Тренировка слуховой и ассоциативной памяти
  34. Тренировка ассоциативного мышления
  35. Тренировка логического и ассоциативного мышления
  36. » Как развить у ребёнка память
  37. Способности к запоминанию
  38. Особенности запоминания детей
  39. Как развивать память у ребенка
  40. С чего начать
  41. Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей
  42. Упражнения, развивающие память
  43. Игры для развития памяти
  44. Выводы

Играем и развиваем память у дошколят

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса.

Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

В чем особенности памяти дошколят

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе.

Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

Рекомендации по развитию памяти дошкольника

Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов.

Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты.

По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

Пример:

дом зима

кот дверь

окно сад

сад змея

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/memory/razvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста

Развитие памяти у ребенка дошкольного возраста

Наша память, возможность запоминать — одна из важнейших функций психики. Именно наличие памяти помогает нам быть теми, кто мы есть. Она формирует личность. Если у человека отсутствует возможность запоминать предметы, лица, названия и имена, это очень серьезная патология, которая ведет к снижению умственной деятельности.

У детей дошкольного возраста идет формирование основных свойств и возможностей памяти. Родители и воспитатели могут помочь им с этим. Небольшие тренировки выглядят как игра, но имеют важное значение для будущего развития личности малыша.

Для быстрого развития центра памяти отведите ребенка учить иностранный язык. Это отличная тренировка для его мозга, да и в дальнейшем пригодится. Самое главное — благодаря этому всю жизнь ему будет гораздо проще получать знания, запоминать новую информацию. Существуют некоторые особенности детей этого возраста, которые влияют на развитие памяти — необходимо их учитывать.

Память и личность

Наше «я» складывается из многих составляющих. Огромную часть занимает память. Здесь:

  • люди, которых мы знаем, любим или не любим;
  • информация о предметах;
  • наши навыки;
  • знания о мире;
  • события.

Мы храним воспоминания благодаря тому, что можем запоминать важное для нас. То, что важно, формирует наше видение мира. Память важна для детей с самого рождения. Сначала малыш запоминает лицо мамы – он будет улыбаться, видя ее. Это главное, что ему нужно, все остальное — инстинкты.

Личность развивается поэтапно, и на каждом из этапов необходимо все больше знаний об этом мире, предметах, людях, законах природы и общества. У детишек дошкольного возраста очень хорошая память — все новое они впитывают быстро, на запоминание уходит мало времени. Если правильно активизировать навык запоминания, то учиться будет гораздо проще. Это поможет во всей последующей жизни.

Четыре вида памяти

У человека (маленького или большого) есть 4 вида памяти, которые он использует каждый день:

Мы не замечаем, как наше тело запоминает некоторые движения. Они становятся привычными для нас, но когда-то наш мозг активизировался, чтобы первый раз зафиксировать то или иное движение.

Эта память помогает нам писать, готовить, водить автомобиль, заниматься спортом и танцевать. Развивать двигательную память очень полезно для детей дошкольного возраста — она помогает координации движений наладиться скорее.

И еще этим детишкам очень нужно как можно больше двигаться.

Это наши переживания и эмоции. Вы видите любимого человека — об этом вам напоминает ваша эмоциональная память. Так формируются привязанности, дружба, уважение. Негативные эмоции тоже запоминаются: гость в шутку шлепнул ребенка по попе, но теперь для малыша это потенциально опасный человек, так как с ним связаны негативные эмоции.

Этот вид памяти особенно сильно развит у детей дошкольного возраста. Ребенок видит картинку, и она очень точно «отпечатывается» в сознании. Взрослые люди, конечно же, тоже обладают зрительной памятью.

Если тренировать ее с детства, то это поможет проще запоминать материл, текст, положение предметов. Существует масса тренингов для развития зрительной памяти.

Чем точнее ребенок запоминает предмет, тем лучше.

  • Словесная или словесно-логическая

Проще говоря, таким образом запоминается логика нашей жизни, действий, этикет и правила общения. Словесно-логическая память не сразу становится активной у детей. Для ее работы нужно запомнить сначала много всего важного про наше общество, его культуру и ценности.

У старших дошкольников она уже проявляется. Они знают, как обращаться к незнакомым, умеют вести себя за столом. Дальше будет больше. Главное для развития этого навыка, чтобы у детей был пример, с кого учиться.

Различные знания, информация запоминаются также с помощью словесно-логической памяти.

Память у детей дошкольного возраста

Детьми дошкольного возраста принято называть малышей 4-6 лет. Их психика достаточно развита – речь, логика, мышление присутствуют в должной мере. Они могут строить фразы и связные рассказы. Это говорит о том, что они уже накопили достаточно информации о мире вокруг, знают, как выражать ее словесно. Особенности развития в этом возрасте зависят от мышления, логики, окружения ребенка.

Особенности запоминания

Сейчас память действует следующим образом: все, что важно для ребенка, удерживается легко (а это может быть несущественная информация), а все, что но не интересно для ребенка, пусть даже и значимо на ваш взгляд, быстро забывается. Эти особенности стоит иметь в виду тем родителям, которые взялись за раннее развитие или отдают малышей 5 лет в школу.

Избирательная память фиксирует яркие качества предметов, вкусов, впечатлений. Не стоит расстраиваться, если вы отвели ребенка на спектакль, а ему запомнилось только пирожное в буфете. Детский мозг сам выбирает, на чем акцентировать внимание.

У детей включается так называемое непроизвольное запоминание. Мозг ведет активную работу, выискивая интересное во всем. Поэтому дети так часто задают вопросы: для их памяти ваши ответы — настоящее «удобрение». Они схватывают важные для них качества предмета, события, потом анализируют их. Вопросы помогают лучше понять, «утрамбовать» в голове всю информацию.

К 5-6 годам дети владеют двигательной памятью, могут запомнить сложную последовательность движений. Часто это используется в подвижных играх, когда малыши следят не только за собой, но и за друзьями, чтобы те правильно выполняли все действия в нужной последовательности. Многие из нас затем теряют этот навык.

Научите ребенка правильно запоминать

И детям, и взрослым легче запоминать, если процесс обучения построен правильно. Все должно быть последовательно, с разъяснениями. Тогда нам очень просто запомнить сложные вещи.

Если же факты разрозненные, никак не связаны между собой, то приходится заучивать наизусть. Запоминание дается проще тогда, когда в материале есть логика.

Психологи знают все особенности этого возраста и советуют родителям готовиться к занятиям с малышами.

Четыре приема для легкого запоминания

Для детей есть несколько аспектов, благодаря которым можно облегчить запоминание практически любой информации. Для малышей дошкольного возраста каждый из них актуален.

Помните: ребенок проще запоминает то, что ему интересно. Подбирайте материал для обучения, исходя из интересов ребенка. Это поможет вам сделать ваши короткие уроки действительно ценными.

Процесс имеет огромное значение для формирования памяти. Лучше всего выстраивать занятия так, чтобы знания, факты следовали один за другим логической цепочкой. Все логично — все понятно.

Если вы будете перескакивать с одного на другое, ребенок дошкольного возраста просто потеряет нить. Еще не стоит забывать, что у детишек 5-6 лет время концентрации — не более 20 минут.

Занятие не должно длиться дольше.

  • Для чего нужно это запомнить

Перед тем как начать занятие, объясните, зачем нужны эти знания. Например, вы учите с ребенком цифры. А зачем это ему? Не для того, чтобы просто знать, потому что все знают.

Вы пошлете его в магазин, и он сможет сам правильно подсчитать сдачу — самый простой пример. Потом скажите, что математика пригодится ему в школе: там учатся взрослые детки, без цифр вообще никуда.

Даже такое простое объяснение открывает ребенку глаза на смысл ваших занятий и, соответственно, мотивирует к учению.

Это необходимо для развития долговременной памяти. Вы преподнесли малышу материал в интересной, живой форме. Он понял, для чего это нужно. Но уже через неделю ребенок может забыть все, чему научился, если не будет повторения. На данном этапе особенности развития памяти таковы, что необходимо повторять и повторять материал.

Иностранные языки для маленьких

Удивительно, как мало времени нужно ребенку 2-5 лет, чтобы выучить стишок на иностранном языке. Сейчас многие садики включают в свою программу не один, а два иностранных языка. Дело в том, что центр памяти языков формируется именно в это время.

Для людей, которые начинают учить языки в 15-20 лет, все гораздо сложнее. Дело в том, что еще в раннем детстве у человека в мозгу формируется центр родного языка. Этот язык мы используем, на нем думаем. После, повзрослев, мы начинаем учить второй язык. Но центр-то только один. Приходится «впихивать» в него второй язык – это усложняет запоминание.

У детей дошкольного возраста все происходит иначе. Для нового языка развивается второй центр. Если будет введен третий язык, то будет активирован и еще один языковой центр.

Причем когда малыш говорит на английском, он задействует «английский» центр памяти. Переходит на русский — активизируется центр родного языка.

Так языки не смешиваются в голове, и поэтому детям гораздо легче их осваивать.

Тренировки для памяти

На помощь детям придет простая система упражнений. Все это похоже на игры, но они отлично подходят для развития памяти. Используйте особенности детской памяти сейчас, когда ее проще всего тренировать и подготавливать к дальнейшему обучению.

Зрительная память

Зрительная память очень важна, она дает нам внимательность к деталям, способность быстро запоминать все, что мы увидели. Тренировать ее просто. Вам понадобятся картинки — с виду одинаковые, но в них есть отличия.

Их можно найти в детских книжках или в интернете. Покажите первую малышу на 1-2 минуты. Потом дайте вторую. Сначала он будет долго искать различия, но после 2-3 тренировок зрительная память улучшится.

Теперь малыш сразу видит различия, даже незначительные.

Двигательная память

Игра в «кукловода» подходит для садика или дома. Она придумана для развития двигательной памяти, но для детей выглядит вполне забавной. Хорошо, если будет участвовать несколько игроков. Дети дошкольного возраста обожают соревноваться – можно присуждать в конце игры победу тому, кто справился лучше всех.

Кукловод (взрослый) завязывает глаза ребенку и ведет его по выбранному маршруту. У малыша есть возможность делать любые движения: шагать вперед, назад, прыгать, расставлять руки и ноги.  Маршрут не должен быть длинным. До десяти движений детьми этого возраста запоминается на ура.

Потом повязку снимают, а ребенку предлагают повторить все движения — пройти путь еще раз. Это не так легко, как кажется. Игра также служит для развития координации движений. С закрытыми глазами вы хорошо можете сконцентрироваться, а вот повторить потом свои же действия бывает сложно.

Словесно-логическая память

Здесь у вас огромный простор для тренировок. Для детей интересным будет упражнение на пересказ сказки или текста для дошкольного возраста. Коротенькие истории они должны пересказывать от третьего и от первого лица.

Заучивайте вместе стихи: это помогает развивать не только саму память, но и речь. Следите за тем, чтобы все слова повторялись правильно. Память постоянно должна быть «в движении» в этот период развития детей. Стихи, считалочки, факты, имена — все это помогает им быстрее научиться работать со своей памятью.

Родителям на заметку

Сейчас вы организуете обучение ребенка. Для развития памяти дошкольников есть много тренировок, задачек и заданий. В детском саду детей учат простым принципам работы с информацией — это подготовка к школе.

Она продолжится в первом классе. Если же вы не отдаете малыша в садик, то придется заниматься с ним самостоятельно. Распланируйте день так, чтобы можно было позаниматься несколько раз, изучая разные предметы.

Обязательно делайте перерывы на игры, творческую деятельность. Игры, особенно подвижные, развивают двигательную память. Лучше всего, если вы будете отводить малыша в какой-нибудь спортивный или танцевальный кружок. Это поможет ему снять напряжение, активно двигаться, учить свое тело новому. Там же будет общение со сверстниками, детишками разного возраста.

Ругать ребенка за то, что он не может что-то запомнить, бессмысленно. Вы скорее напугаете его, чем вразумите. У детей в 4-6 лет еще нет возможности быть самокритичными в своем обучении. Для него этот процесс — игра. Посмотрите на учебники 1-2 классов. Там много картинок, всегда есть герои, помогающие, дающие советы детям. Это плавный переход от игрового обучения ко взрослому.

Для развития памяти и быстрого запоминания необходимо время. Ожидать, что ребенок запомнит что-то с первого раза, глупо. Он нуждается во множественном повторении. Выучить названия месяцев года он сможет быстро, но на следующий день будет помнить всего 1-2 из них. Повторяйте их неделю день за днем, и тогда увидите результат. Малыш будет выдавать информацию, не задумываясь.

Проблемы с запоминанием

При формировании навыка памяти могут возникнуть проблемы. В таком случае вам нужно обратиться к врачу. Разговор с неврологом поможет понять, в чем дело. Дети дошкольного возраста должны легко запоминать информацию, уже могут отвечать на вопросы. Если малыш этого не делает, а вы видите, что он просто не может ничего толком запомнить, то это тревожный знак.

Но возможно, что вы просто неправильно строите обучение. Для развития памяти нужны тренировки, специальные игры и занятия. Без этого процесс тормозится, происходит задержка в развитии. Если проблема не будет устранена, то ребенок не сможет пойти в школу с остальными сверстниками: ему там будет очень тяжело.

Тут необходима беседа с психологом, который поможет понять, что мешает малышу запоминать информацию и удерживать ее. В более сложных случаях, когда есть структурные повреждения мозга, понадобится терапия. Держите под контролем процесс развития вашего ребенка, чтобы вовремя обнаруживать проблемы и предупреждать осложнения.

Источник: https://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/razvitie-pamyati-u-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие памяти у детей дошкольного возраста (Мухина В.С.)

Дошкольный возраст характеризуется интенсив­ным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже остав­ляет много ярких воспоминаний. Прежде всего это относится к стар­шему дошкольному возрасту.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запом­нить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее харак­тера.

Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отно­шению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, об­думывание, группировка в процессе действия.

Так, при простом рас­сматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим мес­там, например отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора.

Непроизвольное запоминание являет­ся косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непро­извольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. Ре­бенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или при­помнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специаль­ных приемов.

Когда детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя со­вершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону, просил взрослого показать другую картинку.

Некоторые дети пытались рас­суждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками («Очки – здесь на глазки накладывают»; «Это – бабочка, называется – червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сли­вы маленькие» и т.п.).

Однако никаких действий, направленных на то, чтобы запом­нить, у детей не наблюдалось.

Развитие произвольной памяти

Произвольные формы за­поминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет.

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был пере­давать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего со­держания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы пере­дать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание.

Поэтому они выслушивали поручение, но явно не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забы­тое.

На вопрос, а что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пыта­лись запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, выслушивая поручение, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение на пути к штабу. В ответ на попыт­ки заговорить с ним в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь.

Передавая поручение, эти дети не просто «выпаливали» его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас…» Очевидно, что они при этом как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была и в этом случае направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. (По материалам А. Н.

Леонтьева.)

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами.

При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал.

Задача запомнить возникает в результате опыта припоми­нания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, тут же предлагает его повторить.

Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припомина­ние вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похо­жих на лошадей, ты видел?» и т.п. Ребенок постепенно учился повто­рять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, исполь­зовать связи при припоминании.

В конце концов дети осознают необ­ходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

Соотношение непроизвольного и произвольного запо­минания

Несмотря на существенные достижения в овладении произ­вольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу Дошкольного возраста, остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнитель­но редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствую­щие задачи или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца до­школьного возраста значительно более продуктивным, чем произ­вольное запоминание того же материала. Вместе с тем непроизволь­ное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание рассмат­риваемых картинок), оказывается менее успешным, чем произвольное.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти.

Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости при­ближаются к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, восприня­тое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память- возрастное явление.

Дети, об­ладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность.

Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоцио­нальную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный воз­раст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Специально следует указать, что важнейшей особенностью в раз­витии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется… в первую очередь тем, что в цен­тре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте при­надлежит доминирующая роль» 1.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпре­тируют как «обобщенное воспоминание» (Л. С. Выготский). Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представ­лениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» (Л. С. Выготский).

Таким образом, общее представление характеризу­ется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была»2.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовер­шенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

––––

1 Выготский Л. С. Обучение и рзвитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. — М.; Л., 1935. – С. 26.
2 Там же.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с. 203-205.

Источник: http://psixologiya.org/detskaya/osnovy/1641-razvitie-pamyati-

Развитие памяти у детей дошкольного возраста | Особенности и нарушение памяти у детей

Нарушения памяти детей младшего школьного возраста может быть отдельным дефектом формирования психических функций или входить в целый их комплекс. Ребенок со слабой памятью обычно плохо осваивает школьную программу, нарушает дисциплину на уроках.

Нарушения кратковременной памяти приводят к тому, что школьники с трудом запоминают содержание урока и распоряжения педагога. Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью. Из-за нарушений памяти детей часто считают ленивыми или плохо мотивированными.

Проблемы со зрительной памятью у ребенка могут проявляться в плохом восприятии последовательности слов, медленном приобретении навыка чтения.

Как оценивают мнемонические способности детей

Как правило, способность к запоминанию оценивают по зрительной и/или слуховой кратковременной памяти, то есть по возможности немедленного воспроизведения ребенком только что полученной информации. Долговременную же оценивают по объему активного словаря ребенка и умению воспроизвести общие сведения. Эти способности во многом зависят от воспитания и некоторых других факторов.

Многие взрослые могут вспомнить случаи нарушений кратковременной памяти у дошкольников и младших школьников, когда они не могли пересказать, к примеру, содержание телефонного разговора. Некоторые дети, которые не способны запомнить самые простые распоряжения, отличаются гипертрофированной долговременной памятью: они могут помнить весьма отдаленные события с точностью до детали.

Возрастные особенности развития памяти у детей

От 0 до 1 года. Раньше всего у новорожденных формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения. Лучше всего запоминаются действия, сопровождавшиеся определенным результатом и получавшие эмоциональное подкрепление.

От 1 года до 2 лет

Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идет процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объем и прочность запоминания.

Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.

От 2 до 4 лет

На этом этапе формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у малыша сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством. В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки.

От 4 до 6 лет

Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка.

Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей.

При отсутствии нарушений в развитии малыш 4-6 лет может запомнить то, на что он обратил внимание в процессе деятельности, что-то увлекательное, интересное, вызывающее сильные эмоции.

Тренировка двигательной памяти

Это упражнение на развитие памяти в дошкольном возрасте предназначено для небольшой группы участников. Ведущий (ребенок или взрослый) становится «кукловодом». Он проводит малыша, желающего принять участие в игре, с завязанными глазами по несложному маршруту, например, в пределах комнаты или детской площадки.

«Кукловод» должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. Последовательность действий может быть различной. Например, «кукла» делает 3 шага вперед, приседает, 2 шага назад, встает на одну ногу и подпрыгивает.

Затем с глаз ребенка снимают повязку и предлагают повторить только что проделанный путь, совершая те же движения.

Тренировка зрительной памяти

Чтобы выполнить это упражнение на развитие памяти у детей дошкольного возраста, потребуется 2 картинки: на одной должен быть изображен предмет, который хорошо знаком ребенку, а на другой – тот же объект, но с отсутствующими элементами. Сначала малышу показывают первую картинку и предлагают хорошо запомнить, что на ней изображено (на запоминание дается полминуты). Затем ребенку демонстрируют вторую картинку и предлагают назвать отличия от первого изображения.

Тренировка слуховой и ассоциативной памяти

Занятие на развитие памяти у детей дошкольного возраста проходит в игровой форме. Взрослый называет разные слова, а ребенок должен мысленно представить образ, описать внешний вид, свойства, особенности или действия, которые можно совершить с названными предметами. Например, шампунь – душистый, скользкий, может щипать глаза.

Тренировка ассоциативного мышления

Взрослый называет слово, а ребенок перечисляет все возникшие у него ассоциации к этому понятию. Например, если названо слово «автомобиль», ребенок может назвать следующие ассоциации: дорога, колесо, водитель, руль и т. д. В этом упражнении на развитие памяти в дошкольном возрасте взрослый может помогать придумывать как можно больше слов.

Тренировка логического и ассоциативного мышления

Взрослый называет ребенку пару слов или показывает карточки, на которых записаны эти слова. Между двумя данными понятиями не должно быть очевидной логической связи. Примерами таких пар могут быть «кувшин-цветок», «ковер-чай», «балкон-велосипед», «рубашка-дождь». Ребенку представить себе эти два предмета и подумать, что их может связывать.

Малыш может рассказывать любые ассоциации, которые приходят ему на ум. Например, для пары «рубашка-дождь» можно придумать такую историю: на прогулке мальчик попал под дождь, его рубашка и штанишки промокли, и дома мама повесила их сушить, а малышу дала сухую одежду. Ребенку можно дать альбом и карандаши и предложить нарисовать придуманную историю.

Тенотен Детский улучшает память и внимание вашего малыша.

Источник: https://www.tenoten-deti.ru/articles/razvitie-pamyati-u-detey/

» Как развить у ребёнка память

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет.

К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении.

Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Способности к запоминанию

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. Возраст. Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Особенности запоминания детей

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания.

Чем интереснее игра и ярче картинки, тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка — проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал.

Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно.

Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда.

В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице во время прогулки, в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом — заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали.

    Постепенно он включится в общение с вами и расскажет обо всём, что он понял.

  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти.

    Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики.

    Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.

  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено.

    Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие — когда сами читают или рассматривают картинки (зрительная память), третьи — если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые — если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали.

Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы.

Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай».

В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы.

Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов.

Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай».

Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. «Диктант». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему окружающий мир, знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета». Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело — рука, рыба — море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7421

Цветы жизни
Добавить комментарий