Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Содержание
  1. Педагогический прикорм при грудном вскармливании
  2. Что думает доктор Комаровский?
  3. Правила педприкорма
  4. Положительные моменты
  5. Трудности преодолимы
  6. Сколько и когда?
  7. Сохранение традиций
  8. Если ребенок страдает аллергией
  9. Введение педагогического прикорма при грудном вскармливании: правила, особенности и рекомендации
  10. Педагогический и педиатрический прикорм: в чем разница
  11. Цели и задачи
  12. Готовность к прикорму
  13. Общие правила
  14. Напитки
  15. Свежие овощи и фрукты
  16. Сладости, выпечка, десерты
  17. Ограничения на отдельные продукты при педагогическом прикорме
  18. … балуется за столом
  19. … давится кусочками еды
  20. …интересуется неполезной едой
  21. … не справляется с перевариванием пищи
  22. От микродозы к полноценной порции
  23. Педагогический прикорм: хорошо забытое старое
  24. Прикорм — что такое?
  25. Виды прикорма
  26. Что такое педагогический прикорм
  27. Плюсы и минусы этого типа прикорма
  28. Педагогический прикорм: как правильно организовать
  29. Организация педагогического прикорма
  30. Плюсы и минусы метода
  31. Когда вводить прикорм
  32. С чего начать прикорм
  33. Педагогический прикорм при грудном вскармливании: что это такое?
  34. Виды прикорма
  35. Принципы педагогического прикорма
  36. Доводы противников
  37. Наш опыт
  38. Почему не пюре?
  39. Кому подходит педагогический прикорм?

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Молодые родители нередко путаются в понятиях, касающихся методик прикорма. Много вопросов обычно вызывает педприкорм (педагогический прикорм). Но это легко исправить.

Depositphotos.com monkeybusiness

Различают прикорм двух видов.

  • Педиатрический прикорм привычен для многих мам. В рацион крохи вводят определенные продукты согласно возрасту. Среди них немало коробочек и баночек со специальным детским питанием. Все делается по рекомендации детских врачей, причем схема такого прикорма уже давно стала традиционной. Плюс методики – постепенное знакомство ребенка с новыми продуктами, что позволяет исключить из меню аллергены. Второе преимущество – удобство составления полноценного детского рациона благодаря подробным возрастным таблицам.
  • Педагогический прикорм подразумевает использование тех же продуктов, что ест мама малыша. Основным остается грудное вскармливание, но по мере развития ребенок может брать с маминой тарелки то, что ему хочется. Если кроха на искусственном вскармливании, педприкорм для него не рекомендуется. Методика основана на понимании того факта, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке – одни и те же.

Главный плюс, по мнению сторонников педагогического прикорма, что во время завтраков, обедов и ужинов малютка питается вместе с родителями и копирует их поведение. Младший член семьи может сразу кушать неопасные для него (по размеру и консистенции) кусочки продуктов с общего стола, в результате чего в будущем у него не возникнет проблем с пищеварением и нарушения аппетита.

Как только ребенок достигает годичного возраста, он может полностью перейти на взрослый стол. Это позволит молодой маме оставлять малютку с родственниками и не беспокоиться о его питании.

Что думает доктор Комаровский?

По мнению детского врача Евгения Комаровского, педприкорм – результат многолетней работы приверженцев кормления по требованию. Если малыш категорически отказывается от любой еды, кроме маминого молока, родителям приходится «хитрить».

Комаровский обращает внимание на то, что самостоятельно питаться малыш все равно не будет.

«Методика педагогического прикорма безопасна, только если постоянно наблюдать за ребенком, и, пока не стало модным грудное вскармливание, никому не приходило в голову искать альтернативу традиционному способу прикорма», – считает детский врач.

Правила педприкорма

  1. Малыш питается вместе с родителями. Отдельно готовить для ребенка не нужно. На столе находится ограниченное количество еды.
  2. Пища ребенку выдается из тарелочки в ручку. Так с ранних пор малютке прививается культура питания.
  3. Пока ребенок пытается дотянуться до еды, ему подносят микродозы. Если интерес к еде пропал – малыш насытился.
  4. Микродозы – маленькие кусочки еды, не больше горошинки. Попадая в ЖКТ, они не причиняют дискомфорта и выходят в слегка переваренном или первичном виде.

    В детском организме вырабатываются ферменты, а «взрослая» пища хорошо воспринимается пищеварительной системой.

  5. Во время введения педприкорма малыш остается на грудном вскармливании.
  6. Объемы твердой пищи в меню ребенка постепенно увеличивают.
  7. Одного за столом кроху не оставляют.

    Нужно внимательно наблюдать за ним и при необходимости помогать справляться с кусочками пищи.

Положительные моменты

  • Малыш быстро осваивает глотательные и жевательные рефлексы. Легко учится орудовать ложкой и увереннее чувствует себя за столом рядом с родителями.
  • В дальнейшем у ребенка не возникает проблем с аппетитом: не нужно уговаривать покушать или развлекать во время кормления. Малоежки при использовании методики педагогического прикорма – редкое явление.
  • Грудное вскармливание остается главным элементом детского меню.
  • Быстрая адаптация к рациону питания всей семьи (родителям не надо готовить отдельную пищу для малыша). Налицо – экономия времени, которого молодой маме вечно не хватает, и бюджета.
  • По достижении 9-ти месячного возраста малыша уже можно ненадолго оставлять на бабушек или няню, поскольку он уже готов к предлагаемой ему пище – такой, какую едят все члены семьи.

Трудности преодолимы

Педприкорм имеет и минусы (к счастью, временные):

  • Первое время малыш нередко языком выталкивает назад кусочки еды. При этом он может кашлять, что тревожит родителей. Тут важно различать две ситуации: когда ребенок не способен справиться с крупными кусками еды и когда пытается прожевать, но давится. Опыт показывает, что малютка быстро учится разжевывать пищу, если не проявлять по отношению к нему бурных эмоций.
  • Трудно определить, на какой из продуктов у крохи проявилась негативная реакция – диатез или жидкий стул (к теме аллергии мы еще вернемся).
  • За столом ребенок неизбежно пачкается, рассматривая пищу и играя с ней. Это естественно для его возраста, но может нервировать маму.

Родители хотят для своих деток самого лучшего. Поэтому если малютка ест то же, что и мама с папой, это ведет к пересмотру взрослого рациона. В результате вся семья переходит на здоровое питание.

Маме понадобится помощь – сложно готовить и одновременно смотреть за малышом. И времени на кухне придется проводить больше. Ведь со стола исчезнут полуфабрикаты, острые приправы, соусы, жареные и жирные блюда.

Сколько и когда?

Педприкорм рекомендуется вводить с 5,5 месяцев посредством микродоз, которые равняются объему пищи в маминой щепотке. Начинать следует с монопродуктов, в данном случае – с какого-то одного овоща.

К концу первой недели малыш сможет пробовать до 3-х продуктов одновременно.

Если родители придерживаются теории педагогического прикорма, они выберут удобное для всех питание с обилием гарниров, необходимых малышу: круп, овощей и т. д.

С новой пищей детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года) знакомят с помощью микродоз.

Приучать к общему столу рекомендуется постепенно. Для начала хватит и одного застольного обеда с мамой. Далее количество таких кормлений в сутки увеличивают.

Последовательность ввода продуктов в детское меню не имеет столь большого значения, как в случае с педиатрическим прикормом. Ведь в данном случае основную роль играет знакомство крохи с новыми видами пищи, а не ее обязательное съедение.

  1. Педприкорм начинают с каш или творога, сыра или йогурта. В первый раз достаточно 2-3 микродозы, каждая – размером в 1-2 рисовых зернышка.
  2. К концу первой недели порции постепенно увеличивают до объема 1-2 горошин. Уже допускается предоставлять малышу на самостоятельное съедение сушку, яблоко и морковку.
  3. Спустя месяц порции продолжают расти. Ассортимент продуктов расширяется. В рамках педагогического прикорма не следует давать ребенку много однотипной еды. Регулярно предлагайте крохе попробовать что-то новое.
  4. К возрасту 8-ми месяцев малыш сможет осилить до 50 г конкретного блюда за одно кормление. К этому моменту он уже должен самостоятельно сидеть за столом в своем стульчике для кормления.

Сохранение традиций

Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.

Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.

Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.

Если ребенок страдает аллергией

В рамках методики педагогического прикорма существуют особые рекомендации для детей, склонных к аллергии.

Организм ребенка крайне чувствителен к пище, и даже без видимых причин у него могут проявиться первые симптомы аллергии.

Если при введении педприкорма у малыша наблюдается незначительное покраснение щечек, внимания на этот симптом не обращают.

Но если ситуация усугубляется, из рациона убирают все продукты с высоким аллергенным потенциалом.

Отказаться от текущей методики прикорма рекомендуется, если симптомы с каждым днем становятся заметнее и не проходят даже после перехода на строгий гипоаллергенный рацион.

Нельзя однозначно сказать, что методика педагогического прикорма лучшая. У каждой техники прикорма имеются положительные и отрицательные стороны. Поэтому каждый родитель вправе выбирать.

Источник: http://PitanieDetok.ru/prikorm/pedagogicheskij.html

Введение педагогического прикорма при грудном вскармливании: правила, особенности и рекомендации

Знакомство малыша с едой взрослых – это своего рода очередная веха в развитии.

Грамотно введенный прикорм поможет плавно ввести в рацион крохи самые разнообразные продукты с минимальным риском аллергических реакций и сформировать в будущем правильные пищевые привычки.

Большой популярностью среди сторонников естественного родительства пользуется так называемый педагогический прикорм, привлекающий безопасностью и отсутствием сложных схем введения.

Педагогический и педиатрический прикорм: в чем разница

Существуют два основных способа введения прикорма – педагогический и педиатрический. Несмотря на некоторую схожесть в названии, их суть принципиально различна.

При педиатрическом прикорме маме необходимо готовить или покупать специальную еду, кормить ею ребенка по определенной схеме в течение нескольких дней, и затем вводить следующий продукт. При этом предлагаемая крохе пища совершенно не имеет ничего общего с обычной едой.

Вкус, способ приготовления, консистенция – ни один из этих показателей не совпадает с тем, что находится на нашем обеденном столе.
В результате такой способ прикорма является, по сути, двухступенчатым.

Сначала мы долго приучаем ребенка к одному виду пищи – пресные полужидкие пюре, протертые овощи и фрукты, а затем начинаем так же осторожно вводить еду с общего стола, которая малышу непривычна.

При педагогическом прикорме процесс приучения ребенка к обычной еде строится по совершенно другому принципу.

Маме не нужно покупать или готовить еду специальным образом, она сразу начинает кормить малыша тем, что ест сама.

Разница в том, что ребенку предлагаются очень маленькие порции, называемые микродозами, что позволяет познакомить его с различными видами пищи с минимальным риском аллергических реакций.

Микродоза – это минимальное количество еды, которое вы можете ухватить пальцами (чуть меньше спичечной головки). Получая такие крохотные порции, организм ребенка постепенно адаптируется к еде, к различным консистенциям и вкусам.

Этот способ прикорма является оптимальным для малышей, которых кормят грудью. Основной их пищей в таких случаях является молоко матери, а микродозы обычной еды призваны не утолять голод, а знакомить с новой едой и приучать к ней.

Ферменты, содержащиеся в грудном молоке, способствуют усвоению пищи и собственной ферментации ребенка. Педагогический прикорм при грудном вскармливании впоследствии помогает малышу полностью перейти на еду с общего стола без проблем со стороны ЖКТ.

Цели и задачи

Главным назначением педприкорма является постепенное приучение малыша именно к повседневной пище. Конечно, речь не идет о фастфуде, чипсах и газировке. Говоря о традиционной еде, мы имеем в виду такие блюда, как картофельное пюре, блинчики, супы, овощи и фрукты, рыба и мясо, макаронные изделия и т. п.

Однако помимо адаптации ребенка к обычной пище, введение педприкорма приводит к решению некоторых других задач.

Так, процесс педагогического прикорма совпадает со временем приема пищи самой мамы, а, значит, малыш будет наблюдать за тем, как взрослые пользуются столовыми приборами и салфетками, как ведут себя за столом.

Это приучит кроху к правилам поведения во время еды, и, конечно же, к самостоятельному приему пищи.

Анна, 31 год: Когда появился мой сын, узнала о педагогическом прикорме — и это было счастье. Сын ел то, что ели мы. Готовить отдельно и покупать питание не приходилось.

Но самое главное, сын начал кушать самостоятельно твёрдую пищу и пить из чашки раньше сверстников, которым вводили педиатрический прикорм. И проблем с тем, чтобы накормить уже 5-летнего ребёнка у нас нет.

Он с удовольствием кушает вместе с нами за общим столом, умеет пользоваться вилкой и ножом.

Готовность к прикорму

У неопытных родителей педприкорм часто ассоциируется с бесконтрольным кормлением ребенка всеми продуктами подряд. Если полугодовалый малыш съел половину котлеты из тарелки взрослого – это не прикорм, а родительская безответственность.

Несмотря на кажущуюся простоту этого вида прикорма, маме нужно придерживаться определенных рекомендаций. Их соблюдение позволит адаптировать организм малыша к различным продуктам без вреда для ЖКТ.

К моменту введения прикорма ребенок должен:

  • находится на грудном вскармливании;
  • достичь 5-7 месяцев, т.к. именно в этом у детей угасает выталкивающий рефлекс языка;
  • интересоваться едой взрослых. Его не нужно уговаривать попробовать что-либо, он тянется к пище сам;
  • быть физически здоровым, не иметь аллергии и заболеваний ЖКТ.

Если указанные требования соблюдены, мама может начать процесс приучения крохи к еде.

Общие правила

Если кроха, на ваш взгляд, готов познакомиться со взрослой пищей, вы можете начать прикорм. Всякий раз, приступая к еде, усаживайте малыша к себе на колени. Если ребенок проявляет явный интерес к содержимому тарелки, тянет к ней руки, обязательно предложите ему кусочек. За один раз вы можете дать малышу 1-3 микродозы определенного блюда.

Предлагать малышу можно любую еду, в т.ч. и супы. Как измерить микродозу супа или другой жидкой еды? Для этого достаточно набрать в ложечку суп и сразу ее опорожнить. Оставшиеся на ложке следы и являются микродозой.

После вы аккуратно проводите выпуклой стороной ложки ложкой по нёбу малыша. Кроме самого бульона малыш может попробовать и другие продукты, входящие в состав супа: морковь, картофель, макаронные изделия, рис и т.п.

Похожим образом дается ребенку и пюреобразная пища. Микропорцию такой еды надо распределить по поверхности ложки и аккуратно ввести ее ребенку в ротик, словно вытирая ее о нёбо.

С едой мягкой пюреобразной консистенции проще управляться, но не стоит ею злоупотреблять. Обилие такой еды может затруднить перистальтику кишечника и привести к сбоям в работе ЖКТ малыша.

Как минимум 80% прикорма должно состоять из твердых кусочков.

Напитки

В понятие педприкорма входит и постепенное приучение малыша к различным напиткам. Разрешены домашние компоты и морсы из любых ягод и фруктов, а также черный чай. Предварительно необходимо разбавить напитки водой в пропорции 1:6. Такого питья малыш может выпить до 5-6 чайных ложек за один прием.

Свежие овощи и фрукты

При педагогическом прикорме разрешены практически любые овощи, фрукты и ягоды в свежем виде.

Микропорции не могут оказать негативного влияния на ЖКТ малыша в силу своего малого объема, поэтому давать их можно без опаски, при условии, что они произрастают в стране вашего проживания.

Так, апельсины или киви больше подходят для прикорма малыша из Эквадора, а маленькому россиянину лучше предложить местные яблоки или груши.

Сладости, выпечка, десерты

Мало кто может отказаться от десертов, а, значит, рано или поздно, но ребенок заинтересуется сладкой выпечкой, шоколадом, конфетами и другими сладостями. Тут важно руководствоваться здравым смыслом.

Продукты, которые мы даем, должны быть безопасны, а, значит, вы должны быть уверенны в ингредиентах, входящих в их состав. С этой точки зрения можно давать ребенку микродозы домашней выпечки и десертов, приготовленных самостоятельно.

Так вы будете уверенны в свежести продукта и отсутствии в нем различных добавок: красителей, ароматизаторов, загустителей и т.п.

Из промышленных сладостей можно вводить в прикорм продукты, которые состоят из малого количества натуральных ингредиентов и не содержат искусственных компонентов:

  • халва (за исключением арахисовой);
  • белый неглазированный зефир и пастила без красителей и ароматизаторов;
  • мягкие конфеты на основе патоки.

Что касается шоколадных конфет, покупных пирожных и тортов, лучше избегать их как минимум до 2,5-3 лет. Во-первых, дети быстро привыкают к этим продуктам и начинают постоянно их требовать. Во-вторых, не любая шоколадка приготовлена из качественного сырья, не говоря уже о тортах, обильно украшенных кремами.

Ограничения на отдельные продукты при педагогическом прикорме

Хотя педагогический прикорм и предполагает постепенную адаптацию крохи к привычной для нас еде, это не значит, что ребенок может пробовать абсолютно все. Одни продукты усваиваются достаточно тяжело, другие обладают большим аллергенным потенциалом, третьи просто тяжело проглотить, не поперхнувшись.

Под ограничения попадают следующие продукты:

  • хлеб – до того момента, как ребенок научится глотать кусочки;
  • цельное молоко (продукт, тяжелый для усвоения) – до 8-9 месяцев;
  • кисломолочная продукция – до 10-12 месяцев;
  • мед (сильный аллерген) – до 12 месяцев (за исключением небольшого количества, растворенного в чае);
  • морская рыба – до полутора лет. При этом ребенку можно давать рыбный бульон или суп, но не саму рыбу;
  • соки, в т.ч. свежевыжатые, зеленый чай, газированная и/или сладкая вода, кофе и какао – до трех лет;
  • грибы и орехи – до шести лет.

… балуется за столом

В случае, когда кроха утратил к еде интерес либо решил изучить ее свойства с другой стороны (например, размазав или раскидав ее), маме следует вывести ребенка из-за стола, дав ему при этом кусок твердой пищи.

Ребенок «мусолит» то, что ему дали? Отлично! Малышу не интересна пища у него в руках и он уже трижды продемонстрировал это, кинув ее на пол? Значит, не голоден. Заберите у ребенка еду и не пытайтесь уговорить его поесть.

… давится кусочками еды

Процесс приучения к твердым кусочкам еды может омрачаться тем, что иногда ребенок оказывается не в состоянии справиться с ними и начинает давиться. Однако возникновение таких случаев можно свести к минимуму.

Важно внимательно наблюдать за крохой во время еды. Легкое покашливание не означает, что кусочек еды попал в дыхательное горло. Возможно, малыш всего лишь привыкает к пище, «гоняя» ее языком по всей полости рта.

Не давайте крохе больших кусков пищи, от которых легко можно отделить часть. Еда, которую вы даете, должна быть либо твердой, либо быстро размокающей под действием слюны. Но даже в таком случае нельзя оставлять ребенка наедине с пищей.

Если, несмотря на все предосторожности, малыш продолжает давиться, приостановите процесс прикорма на несколько дней. Возможно, кроха к нему еще не готов.

…интересуется неполезной едой

Выше уже было сказано, что педприкорм не подразумевает бесконтрольности в питании крохи. Чипсы, сосиски, конфеты, и, тем более, алкоголь, не должны попадать в организм ребенка.

Постарайтесь так выстроить питание семьи, чтобы в поле зрения малыша не появлялись вредные продукты. Если же это невозможно (у вас гости и т.п.

), постарайтесь отвлечь ребенка, предложив ему альтернативу в виде другого блюда.

… не справляется с перевариванием пищи

Появление в кале непереваренных кусочков пищи – это норма для ребенка малого возраста. ЖКТ только начинает адаптироваться к новой еде, вырабатывая необходимые ферменты для расщепления продуктов и последующего их всасывания. Полностью данный процесс заканчивается к 2,5-3 годам, а у некоторых детей и немного позже.

Переживать, что из-за несовершенства работы желудочно-кишечного тракта ребенок недополучит каких-либо витаминов и минералов из пищи, не стоит. Основной едой ребенка при педприкорме является, как вы помните, грудное молоко. Оно содержит все необходимое для организма малыша.

От микродозы к полноценной порции

Как скоро можно заменить одно из кормлений грудью полноценной порцией еды? Это зависит от того, насколько малыш к этому готов.

Если первые микродозы ребенок воспринял с энтузиазмом, то спустя 8-10 дней, кроха может скушать уже чайную ложку полюбившегося продукта.

По достижении 8-11 месяцев у крохи может сформироваться один или два приема пищи, которые, тем не менее, должны начинаться и завершаться прикладыванием к груди. Молоко все еще является основным питанием для малыша.

В этом же возрасте малыш должен кушать из собственной тарелки и учиться управляться со столовыми приборами. Разумеется, мама должна помогать ребенку: освоить этот процесс крохе непросто ввиду несовершенства крупной и мелкой моторики. Тогда же нужно приучать и к опрятности. Не забывайте надевать малышу слюнявчик и учите его использовать салфетки по назначению.

После года ребенок может садиться за стол наравне со всей семьей – около 3-4 раз в день. Малыш может кушать первые и вторые блюда, десерты, фрукты. Однако грудное вскармливание все еще важно для малыша, поэтому не стоит от него быстро отказываться.

На первый взгляд может показаться, что педагогический прикорм сильно усложняет жизнь родителей, однако при более тщательном изучении становятся очевидными его достоинства.

Ребенок постепенно привыкает к обычной пище, учится жевать, пользоваться столовыми приборами и правильно вести себя за столом, а его маме при этом не нужно бесконечно готовить или покупать специальную еду, перетирать ее или разминать, и, в конце концов, уговаривать малыша поесть хотя бы немного.

Источник: http://kideat.ru/gv/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii.html

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.
  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь>>>

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

Источник: https://uroki4mam.ru/pedagogicheskij-prikorm

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Педагогический прикорм – новый метод, который не предлагает конкретные схемы и правила порядка введения и комбинации продуктов. Суть этой методики в том, чтобы давать грудничку взрослую пищу тогда, когда он ей заинтересуется.

Чтобы пробудить интерес, ребенка сажают за общий стол или держат на руках во время обеда или другого приема пищи. Грудничок постепенно привыкает к процессу принятия еды. При этом измельчать продукты не нужно, необходимо давать малышу микродозу продукта. Микродоза – капелька еды или твердая пища размером не больше фасоли.

Организация педагогического прикорма

Отметим, что идея педагогического прикорма подходит для мам, которые питаются правильно. Ведь если у вас на обед или ужин полуфабрикаты или жареная картошка, начинать прикорм с такой еды вряд ли вы станете.

При педагогическом прикорме нельзя давать еду насильно. Если ребенок отказывается и капризничает, отложите введение нового продукта и дайте попробовать в следующий раз.

Внимательно следите за самочувствием малыша. Начинайте давать еду только с маленьких порций. Если у ребенка обнаружилась негативная реакция, сделайте перерыв. За один раз пробуйте не более двух-трех микродоз одного продукта. Если грудничок реагирует на еду нормально, нет расстройств желудка и аллергии, постепенно увеличивайте порции.

При кормлении еду не надо перемалывать или измельчать, как советуют многие педиатры. Педагогический прикорм подразумевает, что для ребенка отщипывают и дают маленький кусочки. Однако важно следить за малышом, чтобы тот не съел слишком большую порцию и не подавился.

Помните, что грудное вскармливание нужно продолжать параллельно с кормлением обычной пищей. Резко отлучать младенца от груди нельзя. Как и когда можно отучать ребенка от грудного вскармливания, читайте по ссылке http://vskormi.ru/mama/kak-otuchit-rebenka-ot-grudnogo-vskarmlivaniya/.

Плюсы и минусы метода

Несомненный плюс такого метода в том, что малыш постепенно начинает отвыкать от грудного молока и постепенно переходит на взрослую пищу. При этом у грудничка улучшается аппетит, усиливается интерес к пище, а процесс питания происходит естественно. Кроме того, ребенок узнает правила поведения за столом и правила приема пищи.

Получая взрослую пищу в качестве прикорма, а не специальную детскую из баночек, малыш быстрее адаптируется к компонентам и консистенции настоящей еды. Учтите, что покупное детское питание часто содержит консерванты и синтетические добавки, ароматизаторы и стабилизаторы.

Педагогический прикорм облегчает жизнь и кормящей маме, ведь не нужно готовить грудничку отдельно. Но в этом случае женщина должна тщательно следить за тем, что она ест. О правильном питании при грудном вскармливании читайте здесь.

Когда вводить прикорм

Многие педиатры не рекомендуют начинать прикорм ранее 7-8 месяцев. Известный телевизионный доктор Комаровский советует прикармливать грудничка уже с полугода. Согласно педагогической методике после 8 месяцев дозировку пищи постепенно увеличивают и к одному году грудничок должен кушать две столовые ложки одного продукта.

Существуют признаки в поведении и развитии ребенка на грудном вскармливании, которые подскажут маме, когда можно начать прикорм. К таким признакам относят время, когда малыш уже самостоятельно сидит, интересуется взрослой пищей и не выталкивает ложку при кормлении.

Однако есть моменты, когда начинать прикорм нельзя, так как он только навредит малыша. Например, при сильном стрессе у ребенка.

Таблица поможет понять, когда грудничок готов к взрослой еде, а когда нет.

Можно начать прикормНельзя начать прикорм
Грудничку исполнилось полгодаБолезнь мамы или малыша
Ребенок проявляет интерес к взрослой едеПереезд или смена обстановки
Малыш понимает, когда нравится еда или нет. Если продукт не нравится, он отворачивает голову, а если нравится – тянется к ложкеДолгая разлука с мамой (выход матери на работу или отъезд)
Ребенок самостоятельно сидитПрорезывание зубов
Не отталкивает ложкуПоход в садик
Вес ребенка увеличился вдвое по сравнению с массой при рожденииДругие стрессовые ситуации в жизни малыша

Общие рекомендации и подробные правила введения взрослой пищи в рацион грудного ребенка вы найдете в статье “Первый прикорм малыша при грудном вскармливании”.

С чего начать прикорм

Многие педиатры рекомендуют в первую очередь давать малышам овощное пюре. Комаровский же советуют введение начать с творожка и кефира. По мнению доктора, молочные продукты наиболее походи на грудное молоко по составу. Тогда как пюре из овощей кардинально отличается. Комаровский уверен, что молочные продукты не принесут вред пищеварению малыша и сделают переход менее болезненным.

Независимо от выбранной методики существуют правила, которые упростят процесс перехода к взрослой пищи. К таким принципам относят:

  • Нельзя кормить насильно;
  • Первый прикорм лучше давать между 9 и 11 часами в первой половине дня после первого утреннего кормления грудью;
  • Кормите с чайной ложечки;
  • Не отказывайтесь от грудного вскармливания после начала введения прикорма;
  • Внимательно следите за самочувствием грудничка. При аллергии или расстройствах желудка на время прекратите кормить малыша тем продуктом, которые вызвал негативной реакцией;
  • Готовьте еду сами, тщательно подбирайте и промывайте продукты, смотрите дату изготовления и срок годности.

Источник: http://vskormi.ru/breast-feeding/pedagogicheskiy-prikorm/

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: что это такое?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Главное в педагогическом прикорме — доверие к организму ребенка. Если у вас этого нет — лучше и не пытаться. Важно ориентироваться именно на желание малыша кушать. Если такое желание появилось в полгода — прекрасно! Значит, карапуз и правда в этом нуждается! А если кроха равнодушен к овощам — ничего страшного. Значит, ему хватает грудного молока.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье «Ребенок не ест прикорм». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

Более того, теперь я уверена, что «детские» каши — это просто бизнес. Пользы в них явно меньше, их натуральность вызывает у меня сомнения. И в «12 добавленных витаминах» я не вижу ничего хорошего: это свидетельствует лишь о лишней «химии» в каше.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку… Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи…

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

Источник: http://pozdnyakova.org/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii/

Цветы жизни
Добавить комментарий