Методика раннего развития Марии Монтессори – развивающие занятия с детьми по специальной системе

Содержание
  1. Монтессори – методика раннего развития
  2. Методика Монтессори
  3. Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет
  4. Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования
  5. Зоны в методике Монтессори для детей 
  6. Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев
  7. Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори 
  8. Монтессори методика до 1 года
  9. Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет
  10. Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет
  11. Монтессори методика для детей 5 лет 
  12. Монтессори методика в стадиях познания мира
  13. Итоги
  14. Методика раннего развития Марии Монтессори – принципы системы
  15. Кем была Мария Монтессори
  16. Методика Монтессори: суть и принципы
  17. Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?
  18. Зоны Монтессори
  19. Пункты и правила методики Монтессори
  20. Достоинства методики Монтессори
  21. Недостатки методики Монтессори
  22. » Педагогическая система Марии Монтессори
  23.  История системы
  24.  Суть методики Монтессори
  25.  Основные положения системы Монтессори
  26.  Роль взрослого в системе
  27.  Роль развивающей среды в системе Монтессори
  28.  Роль дидактического материала в системе Монтессори
  29.  Правила работы с дидактическим материалом
  30.  Минусы методики Монтессори
  31. Методика Марии Монтессори применимая к младшему возрасту
  32. Суть метода
  33. На чем основана методика
  34. Зоны в помещении по Монтессори
  35. Мнение специалистов по детскому воспитанию

Монтессори – методика раннего развития

Методика раннего развития Марии Монтессори – развивающие занятия с детьми по специальной системе

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был здоровым, умным, счастливым и развитым согласно своему возрасту. Но порой, бывает так, что родители настолько заботятся о своем чаде, что лишают его самостоятельности и фактически делают все за него.

Как же поступать, чтобы малыш умел сам себя обслуживать, но при этом не чувствовал отстраненности от родителей? Чтобы у него не было чувства одиночества и заброшенности? Ведь часто детки порой просто бояться и стесняются лишний раз спросить у родителей, тем самым оставляя свои вопросы без ответов.

Для решения этой нелегкой задачи можно обратиться к методике итальянского врача Марии Монтессори. После того, как она стала популярна в России, ее плоды теперь может каждый родитель увидеть на примере своего дитя.

Методика Монтессори

Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори.

Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать.

В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

  • Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
  • Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
  • Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
  • задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

ВАЖНО! Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.

Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

  • Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.
  • Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
  • Похвала учит ребенка оценивать. Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
  • Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
  • Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
  • Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
  • Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
  • Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
  • Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
  • Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
  • Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
  • Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!

Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить

Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

Поговорим о зонирование, которое по методике Монтессори поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет. Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

Зоны в методике Монтессори для детей 

Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

  • Зона повседневной жизни. Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
  • Зона языкового развития. Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
  • Зона творчества. К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон — все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
  • Зона естествознания. Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
  • Зона сенсорного развития. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
  • Зона активности. Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев

Наличие всех этих зон по методике Монтессори поможет малышу:

  • Привыкнуть к порядку и организованности пространства вокруг себя;
  • Свободно выбирать, какой род игр и занятий наиболее ему нравится;
  • Наглядно видеть многообразие занятий.

Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори 

Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику Монтесссори, например, в садах.

Если вы хотите самостоятельно заниматься с малышом по методике Монтесссори, следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.

Монтессори методика до 1 года

Так, например детям до года, на этапах раннего развития, стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.

Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет

Деткам более старшего возраста, от года до 2 лет стоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения.

В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте.

Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.

Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет

Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.

Монтессори методика для детей 5 лет 

Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.

Монтессори методика в стадиях познания мира

В методике Монтессори есть разделение на 6 стадий познания мира ребенком и его развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет);
  2. Сенсорное восприятие (от 0 до 5, 5 лет);
  3. Признание порядка (от 0 до 3 лет);
  4. Работа с мелкими предметами (от 1, 5 о 5, 5 лет);
  5. Восприятие движений и действий (от года до 4 лет);
  6. Социализация (от 2, 5 лет до 6).

Полезные видео с советами и рекомендациями для раннего развития вашего малыша вы найдете в роликах ниже:

Итоги

На каждом этапе развития ребенка, в зависимости от возраста вы можете делать упор на те или иные сферы его развития. Однако, не стоит забывать, что по методике Монтессори дети сами в праве выбирать, чем им заниматься в данный момент, если это не нарушает их режима дня.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: http://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/montessori-rannee-razvitie.html

Методика раннего развития Марии Монтессори – принципы системы

Популярная методика обучения и развития детей – методика Марии Мотессори появилась сто с лишним лет назад. Но до сих она жива и с успехом практикуется многими воспитателями. В чём её секрет и особенности, расскажет эта статья.

Кем была Мария Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач, педагог, философ и учёные. Биография Монтессори охватывает 82 года – именно столько она прожила.

Мария Монтессори родилась в маленьком итальянском городе. Славу и известность ей принесла так называемая система Монтессори. Кстати, она была первой женщиной из Италии, получившая медицинское образование и степень доктора наук.

Впоследствии она стала первой женщиной-врачом Италии, изучая болезни нервной системы и проблему умственной отсталости, которая в то время почти не изучалась.

Позднее, после успешного выступления на конференции в Турине, Монтессори пригласили возглавить первый в Риме Ортофенический институт для людей с задержкой в умственном развитии. Мария, конечно же, согласилась.

Затем учёный открыла свою школу для обучения здоровых детей – «школу Монтессори». Именно в этой школе учёный создавала и развивала собственные методы обучения детей, которые впоследствии были распространены во всём мире. Мария прочитала огромное количество лекций по теме обучения и воспитания детей.

Знаменитый метод Монтессори широко применяется до сих пор. О нем пойдёт речь далее.

Методика Монтессори: суть и принципы

Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.

Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.

Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.

Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?

Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.

Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится.

Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей.

После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.

На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики  – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.

Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.

Студии Монессори охватывают два возрастных периода:

  • студии для детей от нуля до трёх лет;
  • студии для детей от трёх до шести лет.

Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее

Зоны Монтессори

Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:

  • Практическая зона
  • Сенсорная
  • Математическая
  • Языковая
  • Космическая зона

В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.

Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость. Память и внимание здесь тоже задействованы.

Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.

В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.

Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.

По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.

Пункты и правила методики Монтессори

Программа включает следующие пункты, на которых строится вся идеология её метода:

  1. Ребёнок- сам себе учитель. Он обладает полной свобода действий и выбора.
  2. Дети всегда учат друг друга. Старшие дети могут научить младших, а те, в свою очередь, будут к ним прислушиваться и ориентироваться на них.
  3. В каждой комнате должны находиться материалы для обучения – Монтессори-материалы.
  4. Чтобы ребёнок хорошо учился и развивался, нужно вызвать у него интерес к учёбе, только и всего.

Правила методики:

  1. Всё, что ребёнок сможет сделать сам, он должен делать сам. Не нужно ему помогать в этом. Так формируются навыки самостоятельности и уверенности в себе.
  2. Дети должны вести себя спокойно и тихо, чтобы не мешать заниматься другим детям. Для игр и веселья есть отдельная комната – так называемая «комната для расслабления».
  3. Все материалы и игрушки, к которым прикасался ребёнок, он должен помыть и сложить туда, откуда он их взял. Такой подход развивает в детях способность уважать других.
  4. Тот, кто взял материал первым, должен заниматься с ним. Другие дети обязаны уважать чужое мнение и знать границы дозволенного.

Соблюдение всех перечисленных пунктов и правил развивают в детях такие качества, как:

  • самостоятельность;
  • усидчивость;
  • уважение к людям;
  • уверенность в себе;
  • навыки коммуникации и поведения в обществе;
  • практические навыки, которые затем пригодятся в быту;
  • толерантность к своим сверстникам;
  • умение концентрироваться на работе;
  • умение принимать решения.

Метод Марии активно применяют во многих детских развивающих заведениях, как зарубежных, так отечественных. На ней выросло не одно поколение детей, и результаты эффективности этого метода подтверждены многими исследованиями. В чём её главные достоинства?

Достоинства методики Монтессори

Система, о которой идёт речь в этой статье, весьма интересна и своеобразна. Она помогает развивать в детях множество полезных навыков. Дети учатся самостоятельно решать задачи и бытовые проблемы. Они учатся высказывать свою точку зрения и отстаивать её, а также слушать и уважать других.

Разделение комнаты на зоны помогает педагогам грамотно организовать рабочее пространство, а самим детям – выбрать то, что им действительно по душе. Кроме того, зонирование улучшает самоорганизацию детей.

Недостатки методики Монтессори

Несмотря на множество очевидных достоинств, мнения специалистов по поводу её эффективности расходятся.

Среди существенных недостатков, которые они в ней выделяют, относятся:

  • Программа направлена на развитие исключительно логического и аналитического мышление, интеллекта, а творческие способности, а также эмоциональная сфера практически не затрагиваются. Иными словами, ребёнок не может раскрыть свой творческий потенциал в условиях методики, а это для раннего возраста считается крайне важным.
  • Нет подвижных и сюжетных игр, а ведь игры играют важную роль в жизни ребёнка дошкольного возраста. Через игры ребёнок познаёт мир, взаимодействуя со сверстниками.
  • Методика в меньшей степени ориентирована на замкнутых, тихих и робких детей, ведь ключевой её момент – это полная самостоятельность. Тем самым, когда малышу понадобится помощь педагога, он просто из-за присущей ему робости не сможет её попросить.
  • Как только ребёнок закончит занятия в Монтессори-студиях, где довольно свободная среда, ему будет довольно тяжело привыкнуть к заведениям, где немного другая атмосфера.

Имея ввиду эти пункты, многие педагоги не использую данную систему для своих занятий. Они лишь черпают из неё самые значимые моменты, добавляя что-то от себя.

В целом, система имеет много очевидных плюсов, но на перечисленные аспекты стоит обратить внимание.

В заключение отметим, что методика Монтессори существует уже довольно долгое время и создана она легендарной женщиной всех времён и народов. Кто-то считает эту систему эффективной, кто-то – сомневается в некоторых её пунктах. Однако всё, что делала Мария, принесло достойные плоды.

Главное в этой методике – позволить ребёнку быть самостоятельным, не делать за него работу, а лишь при необходимости подсказывать и помогать.

С помощью этой программы в ребёнке формируются многие практические навыки; у него развивается мышление, моторика и сенсорика, воображение становится шире. Кроме того, она помогает детям быть организованными и правильно вести себя в обществе сверстников.

Словом, система Монтессори учит детей быть учителями самим себе, самостоятельно развиваться и познавать этот мир. Дети учатся быть ответственными и приспособленными к жизни.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку успехов в развитии и надеемся, что эта статья оказалась полезной для вас.

Источник: http://friendlymama.ru/razvitie/3-5-let/metodika-rannego-razvitiya-marii-montessori/

» Педагогическая система Марии Монтессори

» Педагогическая система Марии Монтессори

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу.

Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы.

Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

 История системы

 Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

 В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам.

Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное.

Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей.

С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты.

Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

 Суть методики Монтессори

 Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей.

Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке.

Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться.

Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний.

Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

 Основные положения системы Монтессори

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.
  3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших.

    Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из ребят разного возраста.

  4. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

  7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  9. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  10. Ребенок имеет право на ошибку.

    Он вполне способен сам до всего дойти.

 Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию.

На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:

  •  Воспитатель
  • Специально подготовленная среда
  • Дидактический материал

 Роль взрослого в системе

 Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

 Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают.

Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок.

При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

 Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным.

После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия.

Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

 Роль развивающей среды в системе Монтессори

 Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым.

Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка.

Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

 Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.
  3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

 Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

 Роль дидактического материала в системе Монтессори

 Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка.

Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью.

Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений.

Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки.

Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

 Правила работы с дидактическим материалом

  1.  Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться.

    Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

 Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

 Минусы методики Монтессори

 Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.

  1.  Система развивает только интеллект и практические навыки
  2. Подвижные и ролевые игры отсутствуют
  3. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
  4. Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ.

В рамках одной статьи уместить весь опыт Монтессори, отраженный в ее педагогической системе, невозможно. Мы постарались изложить в данной статье основные постулаты.

Для получения более подробной информации о методике рекомендуем обратиться к первоисточникам, книгам, написанным Марией Монтессори и ее последователями.

Благо, в настоящее время имеется доступ к различным педагогическим системам и методикам, что позволяет выбирать для наших детей самое лучшее.

Источник: http://paidagogos.com/?p=6300

Методика Марии Монтессори применимая к младшему возрасту

Методика Марии Монтессори применимая к младшему возрасту

14:10, 29 апреля 2017 20   0   2823

Известная на весь мир врач Мария Монтессори и ее методика раннего развития имеет популярность и в настоящее время. Но со временем она претерпела некоторые изменения.

Благодаря простым и доступным заданиям для малышей ей удалось получить потрясающий результат, несмотря на то, что проводился эксперимент в 1907 году на детях-олигофренах.

За короткий срок ребята, страдающие неизлечимым заболеванием, догнали и перегнали своих ровесников по многим показателям.

После этого Монтессори предложила использовать свое открытие для развития обычных детей, без отклонений.

Монтессори основывала свой метод на том факте, что способность и желание получить как можно больше знаний об этом мире и практических навыков заложены в детях изначально. А задачей взрослого является раскрытие этих способностей по максимуму, но не вмешиваясь в процесс слишком активно.

Суть метода

Методика Марии Монтессори применимая к младшему возрасту заключается в том, что воспитатели и педагоги являются только наблюдателями. Дети во время занятий группируются без оглядки на возрастную категорию. Начиная от трех лет и до двенадцати, ребятишки занимаются вместе.

Такой метод не предусматривает использование классов и уроков. Парты при этом не нужны, вместо них берутся переносные столы и стульчики, а для занятий на полу берутся коврики.

Взрослый в этой системе не сидит посередине комнаты, и не занимает место за столом.

Он просто наблюдает со стороны как проходит занятие, и вступает в диалог исключительно только по просьбе малыша (если у него возникают какие-либо вопросы).

Принципом методики является самообразование ребенка, которому нужно создать наилучшие условия, изучив перед этим, что же ему на самом деле нравится познавать. Особенная развивающая среда помогает малышу наилучшим образом впитывать знания, но при этом он не испытывает напряжения или дискомфорта, поскольку все подается в игровой форме. Ребенок даже не догадывается, что он проходит обучение.

На чем основана методика

Для понимания сути, стоит описать метод Марии Монтессори кратко. Для проведения занятий необходимо создать специальную среду, которая подразделяется на несколько зон. В каждую из них размещаются специальные пособия, которые можно приобрести или сделать своими руками. Дети разного возраста помогают друг другу. Старшие проявляют заботу о младших, а малыши учатся у них.

При этом ребенок сам для себя решает, чем он хочет заниматься – купать куклу, заниматься раскрашиванием картинок, или работать с рамочками. Он сам определяет время занятий, а также работать ему в команде или самостоятельно. Помощь оказывается только по просьбе малыша, его возможность сделать все самостоятельно развивает в нем уверенность в собственных силах.

Но на фоне полной самостоятельности существует и определенная дисциплина:

  1. Детям не разрешается баловаться, громко кричать и бегать, чтобы не мешать работать другим. Для тех, кто устает сидеть спокойно в тишине, существует отдельное помещение, где он может порезвиться.
  2. Все вещи, пособия и игрушки после использования должны быть расставлены по своим местам. Такой подход помогает ребенку уважать чужой труд.
  3. Малышам не разрешается переходить из одной зоны в другую и забирать материалы у других детей, если он вначале выбирает вкладыши, то до конца занятия занимается только ими. Таким способом возникает понимание своих границ и уважение к чужим.
  4. Строгое соблюдение правил дает возможность воспитать дисциплинированность, позволяет ощутить стабильность и терпение по отношению к окружающим.
  5. Пространство для одного ребенка может составлять до 8 кв. м. А количество детей в группе – до 30 человек.

Принципы методики Марии Монтессори ранний возраст позволяют максимально помочь ребенку в его самостоятельном развитии по многим направлениям.

Она не предусматривает особые меры наказания, как это принято в обычных обучающих заведениях, а также не требует окунаться в процесс приобретения знаний или навыков с головой.

Здесь не используются сравнения с достижениями других малышей, и не существует духа соревнования.

Ребенок не должен никому ничего доказывать, и переживать по этому поводу. Он совершенно самостоятельно и исключительно для себя решает, чем ему интересно будет заниматься.

Роль учителя в этом процессе заключается в том, чтобы пояснить малышу способ работы с выбранным материалом, но при этом ни в коем случае не ничего не навязывать и не предлагать.

На это взрослому отводятся не более трех-пяти минут, но задавать вопросы малыш может по ходу своей работы с предметами или игрушками.

Большую часть ошибок ребенок должен стараться исправить самостоятельно. А задача преподавателя – направлять и сохранять его заинтересованность в процессе. И это является большим плюсом, так как позволяет развивать способность к логическому мышлению, запоминанию материала, моторику. При желании малыш может обучаться также и работе в команде со своими ровесниками или старшими товарищами.

Зоны в помещении по Монтессори

Для проведения занятий согласно методики Монтессори ранний возраст не является запретом (можно приводить сюда и годовалого малыша), но большего можно добиться, если начинать с трех лет.

Все пространство для занятий следует поделить на несколько зон, в которых размещаются определенные пособия. Это позволяет сохранять необходимый порядок, а ребенок может быстро найти нужный материал. Зоны необходимо выделить такие:

  1. Практическая. Помогает осваивать необходимые навыки бытовой жизни. Совсем маленькие дети учатся подметать, застегивать на куклах одежду. С трех и до восьми лет обучение заключается в приобретении навыков в чистке обуви, стирке, готовке простых блюд и салатов. Кроме того, они тут проходят обучение раскрашиванию картинок, рисованию, вырезанию фигурок из бумаги.
  2. Зона сенсорики. В ней находятся предметы, различные по размерам, формам и материалу изготовления (баночки, мячики, крышечки, бутылочки и прочие предметы и развивающие игрушки по методике Монтессори). Это позволяет обострить тактильные чувства, мелкую моторику пальцев, а также внимание и способности к запоминанию.
  3. Зона математики содержит в себе счеты, дощечки для вычислений, геометрические тела. Тут малыши учатся первым навыкам простых вычислений, изучают дроби и первые азы геометрии. Эта зона развивает внимание и усидчивость.
  4. Языковая зона помогает изучать слова и слоги, позволяет расширить словарный запас. Дети старшего возраста изучают письмо и грамоту. Тут есть наборы печатных букв и слогов, интересные книги для детей старшего возраста.
  5. Зона космоса. В этой части комнаты можно познакомиться с устройством Вселенной, а также с явлениями погоды, особенностями животного и растительного мира нашей планеты. Для этого специально собираются минералы, изображения и фигурки животных, карты.

Мнение специалистов по детскому воспитанию

Основные принципы методики Монтессори имеют видимое преимущество, так как позволяет ребенку развиваться самостоятельно, вырабатывая уверенность в себе. Однако, по мнению многих педагогов, она имеет и отрицательные стороны:

  1. Малыш может таким образом получить хорошие навыки в области моторики, логики, повысить свои интеллектуальные способности. Но при этом остается нетронутой сфера эмоций и творческий потенциал.
  2. Нет игровых форм обучения, которые позволяют лучше узнать мир и изучать взаимоотношения между людьми. И это большой минус, поскольку игра, как считают ученые, является ведущей формой обучения малышей дошкольного возраста.
  3. Психологи не советуют применять данную методику для детей, которые имеют застенчивый и робкий характер. У них отсутствует возможность, а иногда и желание попросить помощи своевременно, и это может увеличивать замкнутость и привести в дальнейшем к еще большим проблемам с коммуникацией.
  4. Демократичная атмосфера коллектива, который занимается по методике Монтессори, сильно отличается от обычных социальных групп в школах и детских садах. Поэтому малышу будет труднее, чем его сверстникам проходить адаптацию.

В наше время многие учебные центры не используют такой метод в его первоначальном виде. Берется все самое передовое, и добавляются новые элементы, которых не хватает для полноценного развития.

Источник: http://mymalish.ru/metodika-marii-montessori.html

Цветы жизни
Добавить комментарий