Масляная пастель: виды и достоинства

Свойства масляной пастели

Масляная пастель: виды и достоинства

Сегодня масляная пастель изготавливается в виде палочек из пигментов, чистого синтетического связующего вещества и минерального воска. Пигменты измельчаются с инертным связывающим сиккативом, поэтому она не окисляется и не имеет никакого влияния на стабильность картины, рисунка, натюрморта или пейзажа.

Основа масляной пастели смешивается с воском — что обеспечивает уникальную маслянистость и пастообразную текстуру.

Сухие

Есть три основных типа — сухая пастель, в которой применяется аравийская и трагакантовая камедь, водорастворимая и жирная и мягкая масляная. Сухая пастель включает;

Мягкие

Мягкие мелки – в палочках содержится высокая доля пигмента и немного связующего вещества, в результате чего они имеют более яркие цвета. При работе с пейзажем или натюрмортом происходит смешивание путем втирания в поверхность.

Твердые

Твердые мелки имеют значительную часть вяжущего вещества и мало пигментов, поэтому используются для мелких деталей, эскизов в картине, рисунке.

Пастельные карандаши со свинцом полезны для начинающих в присоединении мелких деталей.
Водорастворимые пастели относятся к особой категории, похожи на мягкий подтип, но содержат водорастворимый компонент — гликоль. Это позволяет изменять цвет в натюрмортах, пейзажах с помощью воды.

Свойства

Масляная пастель отличаются мягкой консистенцией, интенсивной маслянистой палитрой. Применяются в живописи и графике, где среда обладает характеристиками, аналогичными пастели:

В отличие от «мягких» или «японских» пастельных палочек, которые сделаны с метилцеллюлозой, масляные мелки состоят из пигмента, смешанного со связующим невысыхающим маслом и воском.

Картины и рисунки имеют менее мучнистую поверхность, но трудно защищаются фиксирующими средствами.

Масляная пастель обеспечивают более жесткую кромку, чем «мягкие» или «французские» мелки, трудно смешивается, но разбавляются растворителями и не требуют закрепителя.

Используют воск и инертные масла в качестве связующего вещества – в результате, картины и рисунки не желтеют и обладают отличным сцеплением с бумагой, картоном, фанерой и другими материалами.

Они полностью свободны от кислоты, никогда не затвердевают и не трескаются.

Масляные мелки применяются на любой бумаге, жесткой опоре (дереве, оргалите, металле, МДФ, стекле) или холщевой ткани — без технических ограничений, что обеспечивает художнику полную свободу выражения, сохраняя стабильность при хранении.

Как правильно рисовать

В живописи пастели на масле помогают создавать уникальный цвет в натюрмортах или пейзажах. Многие художники предпочитают использовать их вместе с другими красками. Масляные мелки похожи на традиционные сухие.

Мазки могут быть многоуровневыми, наноситься поэтапно, как и при использовании мягких мелков, но только до определенной степени. Если слишком много материала наносят на картину или рисунок, цвета могут помутнеть.

Техника работы с масляными мелками похожа на цветные карандаши:

  • Создание подмалевок для начинающих помогает выделить свободную зону и зоны локальных цветов.
  • Многоуровневые слои для достижения глубины и оттенка.
  • Медленное поэтапное добавление мазков не испортит оттенок.
  • Очистка краев фона, чтобы определить края изображенного предмета, заднего плана.

Универсальные масляные пастели хорошо удерживаются на поверхности картины. Они реагируют на широкое разнообразие методов — от прямого рисунка к особым живописным техникам.

Их втирают, используют на бесцветной основе, делают промывки скипидаром, соскабливают некоторые участки.

Они имеют растительное, минеральное или синтетическое базовое масло, а не льняное, как в масляных красках, поэтому не требуют загрунтованной поверхности картин.

Комбинация с краской

Легко комбинировать масляные краски и масляные пастели в одной картине, натюрмортах, но краска должна идти первым слоем, Это объясняется тем, что масляная пастель действительно никогда не сохнет и всегда остается пастообразной, поэтому слой масляной краски поверх пастели будет нестабильными.

Исключение из правила «рисовать первым слоем краской», если пастелью делают эскиз. Цвета яркие или полупрозрачные, в зависимости от техники работы с ними.

Высыхание

Не высыхают путем окисления под воздействия воздуха. Вместо этого они затвердевают со временем. Тонкие мазки на рисунке быстро высыхают, но для более тяжелых наслоений процесс длится несколько месяцев.

Поверхности

Практически любая поверхность — холст, деревянные панели, листы металла, акварельной бумаги, шлифованные поверхности бумаги или любые другие, на которых можно поэтапно экспериментировать.

Закрепление работы

Предварительно сделанное основание из виниловой смолы и спирта создает полностью прозрачный закрепляющий слой и оставляет прозрачную пленку, чтобы защитить поверхность от пыли и смазывания.

Несколько поэтапных слоев увеличивает блеск, но требуют достаточного времени сушки, чтобы избежать липкости. Протектор для начинающих из синтетической смолы подходит в качестве окончательного или рабочего закрепителя и имеет отличную адгезию к маслу.

Многослойный протектор поддерживает атласную текстуру.

В живописи

Масляная пастель является относительно новой техникой в живописи:

  • Только в 1921 году ее разработал художник и теоретик Ямамото.
  • В 1947 году художники Анри Гетц и Пабло Пикассо предложили идею разработки профессиональной версии пастели на основе масла.
  • В 1949 году появились первые масляные профессиональные пастели с блестящей цветовой палитры.
  • Необычно широкий диапазон оттенков серого были специально выбраны Пикассо.

В дальнейшем ассортимент пополнялся радужными, флуоресцентными и металлическими оттенками. Новые движения и репрезентативное искусство в 21 веке приводит художников к применению масляной пастели или акрила для передачи в жанре реализма или импрессионизма цветов, пейзажей, натюрмортов.

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/tehnika/maslyanaya-pastel

Виды пастели

Существует два основных типа пастели: сухая и масляная пастель. В отличии от сухой пастели в состав масляной входит масло или воск.

Сухую пастель можно разбить на три категории: мягкая пастель, твердая пастель и пастельные карандаши. Твердость пастели определяется количеством связующего вещества, входящего в её состав.

Все категории сухой пастели, независимо от производителя, могут смешиваться вместе. Сухая пастель не может смешиваться с масляной пастелью.

Мягкая пастель

Мягкая пастель имеет высокую концентрацию пигмента и минимальное количество связующего. Благодаря этому мягкая пастель имеет чистый интенсивный цвет, очень легко растушёвывается, но при этом она хрупкая. Мягкой пастелью легко покрывать большие участки поверхности.

Как правило, мягкая пастель производится в виде цилиндрических палочек, обернутых бумагой, на которую наносится маркировка. Можно купить их по отдельности или готовыми наборами.

В зависимости от производителя мягкая пастель может быть средней мягкости, очень мягкая или ультрамягкая.

Твердая пастель

Твердая пастель в отличии от мягкой имеет в своем составе большее количество связующего вещества и  поэтому имеет плотную структуру, меньше ломается и осыпается. Продается в основном в форме прямоугольных палочек, на которые нанесена маркировка. Твердая пастель отлично подходит для прорисовки мелких деталей и тонких линий. Для детальной работы я часто затачиваю твердую пастель.

 Пастельные карандаши

Пастельные карандаши — это твердая пастель в форме карандаша. Благодаря форме карандаша вы получаете больший контроль на работой.

Карандаши отлично подходят тем, кто уделяет большое внимание деталям в своих работах.

Их очень часто используют при создании реалистичных картин как самостоятельно, так и в сочетании с мягкой и твердой пастелью. У разных производителей мягкость карандашей может быть разной.

Меня часто спрашивают какой пастелью я пользуюсь. В основном я предпочитаю следующую пастель:

Пастель Rembrandt (Royal Talens, Голландия)

Пастель средней мягкости. Не забивает сразу поверхность для рисования и позволяет наносить много слоев, а также проводить тонкие линии торцевым срезом палочки. Прекрасно ложится на бумагу.

Эту пастель я использую на всех видах бумаги. Особенно хочу отметить у пастели Rembrandt черный цвет, он очень насыщенный. Цветовая гамма пастели Rembrandt имеет 218 цветов.

  В своей маркировке они указывают:

— название цвета;

— светостойкость (+++);

— номер цвета (число до запятой) и тона (число после запятой, 5- чистый цвет, 2 и 3 — добавление черного, с 7 по 12 — добавление белого). Чем больше число после запятой, тем светлее оттенок;

— PY — используемые пигменты.

Пастель Sennelier (Франция)

Ультрамягкая пастель. Цветовая гамма имеет 525 восхитительных оттенков. В маркировке указывают: светостойкость (+++); номер цвета и используемые пигменты. Эта пастель отличается яркостью и бархатистой текстурой, она просто «скользит» по поверхности, но нужно быть осторожным при работе на велюровой бумаге, так как она может быстро забить её волокна.

Пастель Schmincke (Германия)

Ультрамягкая пастель. Чистые, яркие цвета, мягкая потрясающая текстура. Ложится на бумагу как по маслу, но как и в случае Sennelier быстро насыщает бумагу.

Полный ассортимент включает в себя 400 цветов.

  В маркировке указывают: номер цвета и его название, светостойкость (+++), также указывается оттенок: чистый цвет (D), градации черного (В) и 3 градации белого (H, M, O), с увеличением его количества.

Пастель Faber-Castell Polychromos

Твердая пастель очень высокого качества и однородной текстуры. Она достаточно мягкая для того, чтобы легко наносить на бумагу и достаточно твердая, чтобы выполнять тонкие линии и мелкие детали. Эта пастель прекрасно подходит для нанесения легких оттенков. Полная цветовая гамма имеет 120 цветов.

PanPastels (США)

Художественная пастель высокого качества с очень большой концентрацией пигмента, минимальным количеством связующего и наполнителей, имеет высокую светостойкость. Это самая мягкая пастель из всех, что я знаю. Её можно наносить на поверхность аппликатором или губкой, смешивая как краску.

При работе с этой пастелью минимальное количество пыли. Она позволяет быстро покрывать большие площади и тонировать бумагу. Выпускается PanPastel в прозрачных пластиковых чашечках. Доступно 92 цвета. На баночке указывают светостойкость, название цвета и его номер (цифра после точки обозначает: 5- чистый цвет, 1 и 3 — добавление черного, 8 — добавление белого) и индексы пигментов.

Что касается пастельных карандашей, то я пользуюсь следующими брендами:

Stabilo CarbOthello (Германия). Продаются наборами и россыпью. Полный набор имеет 60 цветов.

Cretacolor (Австрия). Продаются наборами и россыпью. Полный набор имеет 72 цвета.

Van Gogh (Royal Talens, Голландия). Продаются только в наборах, самый полный — 45 цветов.

Derwent (Англия). Продаются наборами и россыпью. Полный набор — 72 цвета.

Трудно сказать какой бренд предпочтительнее для меня. У каждого производителя есть свои великолепные цвета и все их карандаши очень высокого качества.

Источник: http://elenafineart.ru/pastel/vidy-pasteli.html

Техника рисования пастелью: виды и обучающая информация для начинающих

Техника рисования пастелью: виды и обучающая информация для начинающих

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры.

Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы.

К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи.

Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17  века. Происходит оно от латинского pastellum – паста.

Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Мелки для сухой техники

Масляная пастель

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой.

Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры).

Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.

Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго.

К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно.

Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков.

Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки.

Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.
Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.

Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета.

Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены рисованием, то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: эбру, энкаустика, роспись по стеклу, песочная графика, батик. Все они могут не только радовать, но и приносить дополнительный доход от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.

Рита Бергман, специально для интернет-журнала «Женские увлечения».

Добавьте эту страницу в избранное и поделитесь интересной информацией с друзьями в социальных сетях!

Источник: https://zhenskie-uvlecheniya.ru/sekrety-texniki-risovaniya-pastelyu-dlya-nachinayushhix-xudozhnikov.html

Цветы жизни
Добавить комментарий