Как научить ребенка с нуля играть в шахматы?

Содержание
  1. Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод
  2. Польза шахмат для детей
  3. Когда начинать обучение
  4. Как заинтересовать малыша игрой
  5. Правила игры
  6. Процесс обучения
  7. Полезные советы
  8. Какой учебник выбрать
  9. Как научить ребенка играть в шахматы: ТОП-5 крутых советов от папы Жорика
  10. Совет №1 – не спешите вести ребенка в шахматную школу
  11. Совет №2 – не давайте играть в шахматы
  12. Совет №3 – не ругать, а хвалить
  13. Совет №4 — не переусердствовать
  14. Совет №5 – оберегите малыша от сладкого
  15. Как научить ребенка играть в шахматы? Фигуры в шахматах. Как играть в шахматы: правила для детей
  16. С чего начать?
  17. Изучение наименований шахматных фигур
  18. Правила хода шахматных фигур. Пешка
  19. Правила хода остальных фигур
  20. Что такое шах и мат?
  21. Рокировка
  22. Как научить ребенка играть в шахматы с нуля?
  23. Когда уже можно и как это лучше?
  24. Что понадобится для начала?
  25. Избегаем типичных ошибок
  26. Куда пойти учиться?
  27. Правда ли, что это возможно или опять интернет-обман?

Обучаем ребенка с нуля игре в шахматы: пошаговый метод

Как научить ребенка с нуля играть в шахматы?

Выбирая ребенку занятие вне дома: кружок, секцию, организовывая семейный досуг, мудрые родители вспомнят о шахматах.

Прославленный советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, занимающиеся этой игрой, лучше обучаются, более организованны и уравновешенны.

Польза шахмат для детей

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

  • Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
  • Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.
  • Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Для чего вы хотите научить ребенка шахматам?

  • Развить логическое мышление 32%, 11 11 – 32% из всех
  • Улучшить память 29%, 10 10 – 29% из всех
  • Все перечисленное 15%, 5 5 – 15% из всех
  • Вырастить будущего чемпиона 12%, 4 голоса4 голоса – 12% из всех
  • Выработать усидчивость 12%, 4 голоса4 голоса – 12% из всех

Когда начинать обучение

Споры, со скольких лет обучать игре, не дают однозначного ответа.

  • С правилами игры знакомят, начиная с 3 лет, когда дети живо интересуются всем вокруг.
  • В 4 года у ребенка лучше развиты навыки общения.
  • В 5 лет обученный ребенок уже сможет предвосхитить ход соперника.
  • Многие из гроссмейстеров осваивали азы игры, впервые взяв в руки шахматы в этом возрасте, а 6 — 7-летними уже были достойными противниками взрослым игрокам.

Известно фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланка, где он четырехлетним играет с отцом.

Но цели вырастить нового чемпиона ставить не стоит. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — на любом этапе заинтересовать малыша. По возможности начинать обучение детей шахматам лучше в домашних условиях. Во-первых, родители лучше знают, чем можно увлечь чадо, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод — сладок. Используйте этот принцип следующим образом. До того, как познакомить ребенка с шахматами периодически доставайте игру, расставляйте фигурки, можете даже сыграть несколько партий с членом семьи или друзьями на глазах у малыша.

На его вопросы и просьбы поиграть отвечайте, что это для детей постарше и, что он обязательно сможет поиграть в нее, но позже, когда подрастет. После этого убирайте игру подальше, чтобы ребенок не смог ее достать сам.

Важно! Будьте непреклонны и не идите на встречу просьбам ребенка дать ему игру. Помните, что в эти минуты его желание будет расти и ваш ребенок скоро начнет мечтать познакомиться с шахматами поближе.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) торжественно сообщите ребенку, что он уже подрос и готов приобщиться к этой великой игре.

Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут).

Дайте ребенку возможность потрогать фигуры, доску, позадавать вам вопросы, но приступать к обучению правилам игры нужно на следующем занятии, которое тоже должно быть непродолжительным (не более 10-15 минут).

Таким образом, ваш ребенок будет с нетерпением ждать первого знакомства с шахматами и каждого последующего занятия. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, что в дефиците.

Также вы можете заинтересовать ребенка, дав ему посмотреть мультик про шахматы, например «Фиксики».

Правила игры

От первого урока во многом зависит, заинтересуется ли малыш игрой. Хорошо вначале детям просто наблюдать за состязанием родителей или близких людей, это своеобразный подготовительный период.

При возникновении интереса можно придумать сказку о шахматной стране, в которой ведутся сражения. Цель игры — лишить возможности двигаться короля противника.

Бой ведется по особым правилам, и у каждой фигуры есть положение на доске и преимущественные возможности:

  • Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед (первый раз может два), а съедает фигурку противника по диагонали. Превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
  • На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
  • Королева (ферзь) — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
  • У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, этакой буквой «Г».
  • Офицер (слон) продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
  • А тура (ладья) вперед или в боковом направлении.
  • Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат.

! Во времена Средневековья ферзь был одной из самых слабых фигур. Особыми полномочиями его наделила королева Испании Изабелла, придумав новые правила.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого.

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

На заметку! Сначала можно поиграть только пешками, затем предложить сыграть несложные этюды с участием других фигурок.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Полезные советы

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.
  • Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий. На первых порах они должны носить краткий характер.
  • Заинтересовывайте дополнительно: рисуйте и лепите фигурки, смотрите мультфильмы про шахматы. Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными. Нелишней будет своевременная подсказка.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за нетривиальные решения.
  • Дошколятам в турнирах участвовать не стоит: проигрыш может травмировать детскую психику.
  • Полезно рассказывать сказки о шахматных фигурках. Можно водить кроху на занятия в кружок или использовать компьютерные программы, но лучше, если он будет обучаться у близких людей. На образ жизни дошколенка больше всего влияет именно родительская модель поведения.

На заметку! Многие преподаватели советуют приобрести набор с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком: малыши от них в восторге.

Посмотрите, как проводит свое обучение опытный тренер и на чем он акцентирует внимание ученика.

Людям, обучающим ребенка, стоит тоже развивать свои умения и опыт, во-первых, он начнет задавать вопросы, во-вторых, вскоре бывший новичок может перерасти учителя.

Какой учебник выбрать

В настоящее время существует немало учебных пособий по игре в шахматы для детей. Преподавание по ним помогает достичь нужного эффекта. Выбор методики за родителями малыша:

  • Книга «Шахматы для детей», написанная научным сотрудником Института теории образования Игорем Сухиным, — одна из самых эффективных. Он известен как автор учебника для малышей от двух лет. В нем есть несложные задания, позволяющие маленьким шахматистам поэтапно знакомиться с игрой с нуля.
  • Книга гроссмейстера Анатолия Карпова для детей — написанный в игровой манере учебник. Каждая картинка в ней – иллюстрация с героями Диснея, ее материал обязательно заинтересует читателя.
  • Книжка Владимира Гришина называется «Шахматная азбука». Написанная еще в советский период, она и ныне не теряет популярности. Полезно будет ознакомиться и родителям: они найдут много нового для себя.
  • Ребенку, умеющему неплохо читать, можно предложить книгу-самоучитель Марии Фоминых. Автор – гроссмейстер, чемпион и организатор шахматных турниров.

Важно! Никакая самая лучшая книга или инструкция не дадут эффекта, если обучение детей шахматам не будет носить систематического характера. Чем перебирать методики, лучше тщательно изучить одну из них.

Если в детском садике действует кружок, запишите сына или дочь в него. уроки и мастер-классы из интернета тоже могут быть полезны. Главное, чтобы время, проведенное дошкольником за компьютером, не превышало рекомендованное. Дидактические материалы, книги – все это будет работать, если родители искренне поддерживают желание ребенка обучиться шахматным премудростям.

Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Как научить ребенка играть в шахматы: ТОП-5 крутых советов от папы Жорика

Как научить ребенка играть в шахматы: ТОП-5 крутых советов от папы Жорика

Приветствую Вас, уважаемый читатель блога Шахматы с Жориком. Меня зовут Александр Борисов, я собственно папа Жорика и в этой статье, хотел бы рассказать вам о том, как научить ребенка играть в шахматы буквально за 2 недели, а то и меньше. Все зависит от возраста, 3, 4, 5, 6 лет и т.д.

Сразу хочу сказать, почему я имею право писать эту статью и вообще вас учить тому, как учить ребенка.

Дело в том, что по моей методике обучался мой сын Жорик. В ноябре 2016 года я научил его играть в шахматы, а через 3 месяца мы уже поехали с ним на первые в его жизни соревнования по шахматам в Петергоф и он занял там почетное 2 место из 44 игроков и выполнил 3 юношеский разряд по шахматам. При чем ему тогда было 4 годика, а другим игрокам по 6,7,8 лет.

Но это еще не все. Далее еще через пару месяцев мы поехали с Жориком на этап кубка России по шахматам среди детей до 9 лет в Серпухов, где Жорик занял 30 место, набрав аж целых 5 очков из 9. Заметьте, среди детей до 9 лет. В основном все дети были по 7-8 лет возраста.

Далее еще через пару месяцев мы отправились в Минск (Беларусь) на Чемпионат мира по шахматам FIDE среди детей до 8 лет, где Жорик набрал так же 5 очков из 9 и занял 79 место из 183 игроков.

Далее мы поехали в Ижевск на следующий этап кубка России по шахматам среди детей до 9 лет, где Жорик набрал 6 очков из 9 и занял уже 12 место из 72 игроков.

Потихонечку мы приближаемся к ТОПу и скоро он будет наш. Просто еще не время.

На каждом турнире где мы были, как минимум 3-5 родителей своих детей подходили ко мне и просили рассказать о моей методике обучения, мол как так, ведь в 4 годика детей некоторых в колясках возят, а ваш уже играет в шахматы, да еще и призовые места берет. Как такое возможно?

Поделитесь секретами, расскажите, а вот мой ребенок не усидчивый такой, шахматы наверное не для него, долго сидеть не может, фигурки зевает и все в этом духе…

Вы знаете, чтобы постоянно каждому родителю не отвечать по часу на вопрос – как научить ребенка играть в шахматы, я лучше теперь буду давать ссылку на эту статью. ))  Итак, начнем.

Сразу коротко о главном, вы простите меня, но все фишки, приемы, методики и т.д., в этой статье я выдавать не буду. Дело в том, что тогда статья получится на 3 километра длинной. )) Устанете читать, да и я думаю, что видео будет лучше доносить до вас суть. Согласны?

Именно поэтому совсем недавно мы совместно с Жориком записали крутой обучающий видеокурс по теме обучения ребенка игре в шахматы с нуля, а также прокачке его мастерства.

Если ваш ребенок вообще не умеет играть в шахматы, но вы хотите научить его этому, то этот курс для вас. Если же он уже умеет играть, но вы понимаете, что те методы обучения, по которым он учится сейчас как-то не особо ему помогают, то этот курс так же для вас.

На запись видеокурса и его монтаж мы с Жориком потратили не мало времени, поэтому извиняйте, но курс платный. Цена чисто символическая – 1990 рублей. Оплатили, скачали и начали смотреть сразу же. Получить курс можно по этой ссылке:

ПРИОБРЕСТИ ВИДЕОКУРС

А теперь давайте вернемся к теме статьи, ведь не просто так написана эта статья, чтобы продать вам курс. Хочется рассказать вам о самых важных моментах при обучении детей игре в шахматы. Считаю, что это основа основ, а потом уже все остальное.

Для вас это может показаться странным, но сейчас я вам не буду рассказывать, что надо делать. Я расскажу вам наоборот, что НЕ НАДО делать, при обучении игре. Если вы внедрите эти советы на практике, то считайте, что успех у вас в кармане уже на 80%… Поехали.

Совет №1 – не спешите вести ребенка в шахматную школу

Поставил эту ошибку родителей на 1 место. Почему? А потому что эта ошибка может поставить самую жирную ТОЧКУ в шахматной карьере вашего чада, которая еще даже и не началась.

Многие родители, понимая, что кроме физических тренировок дитяте нужные еще и интеллектуальные, думают сразу же вести его в шахматную школу. Ведь если они сами не умеют играть, например, то как же они его научат сами, лучше отведу-ка я его к шахматному тренеру…

Вот к шахматному тренеру это уже другой разговор и то, все таки лучше начать по моей методике, а потом уже тренер, но не в шахматную школу, где обучают детей в массовке. Я был не раз в шахматных школах и видел тот гул и хаос который там стоит.

Дети там в основном кричат, галдят, играют абы как, вообще не думают, некоторые вообще даже кидаются фигурками друг в друга. Я конечно же понимаю, что так не везде и не во всех школах, но все же.

Такой подход к шахматам не уместен как минимум в первые месяцы или даже год обучения. Таким образом вы не то что не привьете любовь ребенка к шахматам, но и вообще можете отбить всякое желание играть в них.

В клубе могут обидеть, или же ребенок начнет играть и сразу проигрывать, что вообще может отбить напрочь не то чтобы отбить желание играть, а еще и самооценку понизить. Мало ли над ребенком кто-то начнет смеяться мол ты редиска играть не умеешь… А тренер по шахматам в клубе извините, не может индивидуально заниматься с каждым и уследить… Будьте осторожны с этим…

Начните заниматься с ним самостоятельно. Если вы полный НОЛЬ в шахматах, то вот раздел вам. 1-2 часа и вы уже умеете играть в шахматы. Все написано от А до Я. курс наш посмотрите. И кстати если вы будете учиться играть вместе со своим малышом, то будет ВООБЩЕ БОМБА, ведь дети всегда будут повторять за родителями. Обучение на собственном примере – это самое лучшее.

Есть даже мудрость такая – «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожими на вас, воспитывайте себя». В общем первые недели и месяцы вы должны взять его именно в свои руки. Вот как только научится играть на более менее хорошем уровне, тогда можно отвести в школу.

Для дальнейшего роста без профессионального обучения не обойтись. Опытный наставник научит правильным приемам и подметит принципиальные ошибки в игре, пока они не стали привычкой.

Иначе они будет постоянно тянуть назад, препятствовать росту и результатам. Если результаты игры будут неважными, ребенок может быстро охладеть к шахматам.

Совет №2 – не давайте играть в шахматы

Вы там со стула не упали? ))) Вы возможно хотите сказать, — «Саша ты бредишь? Что значит не давать играть в шахматы если я хочу научить играть в шахматы? Что за маразм?».

Есть такая интересная книжка, но название я ее не помню, в ней рассказывалось о том, как детям прививали любовь к игре на скрипке. Им показывали скрипку, показывали, как на ней играют и как это здорово, но не давали в течение нескольких месяцев.

В итоге у ребенка рождается сильное внутреннее желание взять скрипку в руки и начать играть. Скрипка снится им во снах, они постоянно просят дать им ее поиграть. Короче все по заповеди – «Запретный плод сладок». Чем больше мне запрещают, тем острее мне хочется это испробовать.

Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Сядьте играть в шахматы с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ваш ребенок увидит этот процесс. Пусть смотрит на вас и он ОБЯЗАТЕЛЬНО скажет – Я ТОЖЕ ХОЧУ.

В ответ скажите ему, мол пока нельзя, ведь ты не умеешь, да погоди не мешай думать, тут такая партия интересная ммм…… Я пытаюсь короля в плен поймать, а он убегает…

Поймать! Короля? В плен? Я тоже хочууууу…. Мама, папа, даййййй мне… В общем я думаю идея ясна. ))) Но не надо думать, что один разок вот так хитрюшкой прикинулся и прокатит, нет.

В каждый удобный случай показывайте, что вы играете в шахматы. На компе смотрите видео какой-то партии, на телефоне играете и т.д. Пусть все это видит ваш малыш и он обязательно захочет быть на вас похожим.

Совет №3 – не ругать, а хвалить

Вот здесь кроется 80% краха родителей в привитии любви ребенка к игре в шахматы. Некоторые родители прямо так сильно хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом мира и сел играть с Сергеем Карякиным за золотую шахматную корону, что ставят себе целью всей жизни – научить его играть и сделать из него чемпиона мира через 3 месяца.

А когда у него что-то не получается, он что-то не до понимает, не соображает, ну проще говоря – тупит, то родитель начинает беситься, психовать, а то и орать на него и срываться. Несколько вот таких выходок, и вы можете сказать прощай шахматной карьере своего чада.

На одном из турниров я наблюдал страшную картину. Одна мама после поражения ее сына в одной из партий, отвела его за угол и начала жестоко бить руками по голове. Еще до этого момента, я кстати видел, что у ребенка уже нарушена психика. Интересно, чего же добивалась эта женщина? Ужас…

Запомните раз и навсегда – нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы и делается это кучей различных способов, о которых мы с Жориком рассказали в видеокурсе.

Если вы все правильно будете делать и сумеете вызвать у ребенка желание играть и учиться, считайте, что, как я уже сказал в начале этой статьи, успех у вас в кармане на 80%…

Не давите на результат. У ребенка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Успех в шахматах возможен только на дистанции, на которой будут и поражения и победы.

Важно, чтобы у ребенка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.

Совет №4 — не переусердствовать

Вы это вы. Вы взрослый человек. Ребенок – это не взрослый человек и сидеть за доской и что-то там учить и заниматься по 2-3-4-5 часов или еще больше – это никуда не годится. Для ребенка это будет огромным стрессом, а тем более если ему вообще года 3,4,5.

Вообще вот вам что скажу. Профессиональные шахматисты могут терять за шахматную партию, которая длится по 5-7 часов до 2-х килограммов собственного веса. Вот такие вот дела. Вы представляете какая нагрузка?

Запомните – 30 минут – 1 час в день и не больше для детей до 5 лет. 1 час – 2 часа и не больше для детей до 7 лет. Дальше уже смотрите по состоянию.

Если он сильно хочет и просит, то еще ладно, и то лучше как-то перевести тему с шахмат на какую-то другую. А давай сходим в парк а?

Как только вы видите, что ребенок начал зевать, он устал и все в этом духе – прекращайте занятия. Не вздумайте давить и говорить «мудрые» вещи по типу, — «Сынок! Чтобы стать чемпионом – нужно тренироваться день и ночь, играть как Роберт Фишер по ночам, изучать дебюты, стратегии, только путем усердных тренировок ты станешь великим гроссмейстером» …

У ребенка до 6-7 лет еще плохо работают природные мужские инстинкты, по типу мужчина — это добытчик, он должен ставить цели и достигать их, он должен терпеть боль и не сдаваться чтобы не случилось… Он ни чего не поймет из ваших слов, поэтому чересчур не филосовствуйте, а то вдруг услышите что-то вроде этого:

Все это придет позже, а пока что ваша задача просто вызывать интерес и заниматься с ним.

Совет №5 – оберегите малыша от сладкого

В некоторых детских садах самому имениннику в день его рождения принято приносить всякие вкусняшки, чтобы как говорится, отметить это дело и угостить других деток.

Многие воспитатели чуть ли не умоляя просят родителей не приносить в детский садик сладкое. Конфеты, чупа чупсы, сахарные петушки и т.д. Почему? Потому что дети становятся неуправляемыми.

В группе начинается гул и хаос, истерики, драки, капризы и все в этом духе. Приносите пирожки, булки, но только не сладости…

Дело в том, что сахар вызывает повышенную активность у детей. На взрослых это не так заметно, а вот на детях оооочень. Они становятся менее усидчивыми, а ведь шахматы требуют все наоборот, усидчивости и концентрации.

От сладкого, детям как будто шило в одно место вставляют, и они не могут сидеть на месте. Сам замечал это не раз на своих детях. Порой дело доходило и до истерик. Как только огородишь от сладкого – святые дети. ))

Как минимум уже раза два наблюдал на турнирах, по которым мы ездили с Жориком, как родители подкладывали своим детишкам шоколадки на партию, мол давай кушай шоколадку, от нее мозги работают лучше.

Так мало того, что ребенок шелестит фольгой и всем мешает играть, так еще и начинает торопиться, делать зевки и раньше всех выходить из зала с грустным лицом. В общем может это конечно совпадение, но по моим наблюдениям шоколадные зайчики выходили из зала первыми и потом объяснялись родителям почему они так торопились ведь давалось по часу каждому на игру.

Источник: https://chessmatenok.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmaty/

Как научить ребенка играть в шахматы? Фигуры в шахматах. Как играть в шахматы: правила для детей

Более двух тысячелетий назад человечество изобрело игру в шахматы. В Средневековье умение играть относилось к достоинствам рыцарей наравне с навыками охотиться и фехтовать. Современная жизнь такова, что на первое место ставится идея развития личности, воспитание важнейших качеств в ребёнке. Эти задачи можно решить с помощью игры в шахматы.

Как ни странно, эта модельная игра способна воспитать в ребёнке характер, волю к победе и демократичность. Преимущество шахмат в том, что в них могут играть как полностью здоровые, так и люди с ограниченными возможностями. Ввиду этих факторов вопрос «Как научить ребёнка играть в шахматы?» становится все актуальнее с каждым днём.

С чего начать?

Обучение игре в шахматы необходимо начать с привития ребёнку интереса. От того, насколько успешно получится это сделать, зависит весь дальнейший процесс.

Всем известно, что дети любят сказки, и обучение игре также нужно превратить в волшебную историю. Для начала нужно рассказать ребёнку, что есть король со своим войском, и вместе они защищают свою землю от нападения неприятеля.

Необходимо заинтересовать ребёнка, а с помощью сказки это получится лучше всего.

После этого можно рассказать о том, что мир шахмат является волшебным, поэтому он располагается на специальной доске. Она расчерчена в виде чёрно-белых клеток, которые следуют друг за другом. Затем постепенно объяснять, сколько клеточек на доске, для чего они нужны, их расположение и т. д.

Для лучшего эффекта можно приобрести одну из книг по шахматной тематике и по ней заниматься с ребёнком. Нужно помнить, что нельзя перетруждать ребёнка, потому что в таком случае игра ему быстро надоест. В день занятиям шахматами (начальный этап) следует уделять не более получаса. Научить ребёнка играть в шахматы с нуля можно, но для этого необходимо его заинтересовать.

Изучение наименований шахматных фигур

После того как ребёнок понял принцип игровой доски, необходимо переходить на следующий этап обучения. Фигуры в шахматах уникальны, и каждая из них имеет определённые возможности для хода.

Но прежде чем в этом разобраться, необходимо изучить названия фигур и их расположение на доске. Этот этап очень важен, здесь не нужно спешить.

Каждую шахматную фигуру нужно проговаривать вслух несколько раз и ставить на доску.

Когда ребёнок выучит название фигур и их расположение, можно двигаться дальше. Следующим этапом станет изучение правил хода каждой фигуры.

Правила хода шахматных фигур. Пешка

Здесь нужно уделить особое внимание, так как ходы фигур – важнейшая стадия в ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы. Многие известные шахматисты до сих пор спорят о том, с какой фигуры нужно начинать обучение: с пешки или короля. На основании практического опыта было выяснено, что с пешки начинать процесс эффективнее.

Ход пешки – один из самых простых, но эта фигура считается одной из самых сложных. Для начала необходимо поставить одну пешку на доску и показать ребёнку, как она может ходить.

Нельзя забывать о том, что пешка, кроме хода на одну клетку вперёд, может пройти и две клетки при определённых обстоятельствах (первый ход). Далее нужно рассказать, что пешка может бить только наискосок, а также о волшебном её превращении.

Если пешка дойдёт до конца доски, она перевоплотится в любую другую фигуру (кроме короля). Преподаватели по шахматам рекомендуют обучать детей с помощью стишков.

После того как ребёнок начал уверенно играть одной пешкой, потихоньку нужно добавлять две, три и т. д.

В итоге получится восемь пешек, а для детей это большая армия, с помощью которой можно захватить вражеское королевство.

Нужно научить ребёнка быть внимательнее во время игры и не отвлекаться на сбитые пешки противника. Только после того, как ребёнок научился уверенно играть всеми пешками, можно переходить к другим фигурам.

Правила хода остальных фигур

Фигуры в шахматах разнообразны, и изучать ходы каждой из них следует в определённой последовательности.

Чтобы получить наибольший эффект при ответе на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, нужно использовать следующий порядок: ладья, слон, ферзь, конь. Здесь имеет место принцип «от лёгкого к сложному».

Ход ладьи объяснить ребёнку довольно просто, дети лучше понимают прямые ходы. Самая сложная фигура – конь.

Здесь не обойтись без учебных пособий и рекомендаций опытных педагогов. Шахматная секция будет отличным выбором для родителей, если самостоятельно не получится обучить этому ребёнка.

Далее следует перейти к королю и сразу объяснить, что это самая важная и главная фигура. Его нельзя сбить, а только взять в плен. Ход короля несложен, и дети быстро его запоминают.

В этом моменте следует рассказать о том, что король не может ходить под бой и не может бить фигуру, которая защищена.

Что такое шах и мат?

После того как ребёнок запомнил названия и ходы шахматных фигур, обучение игре в шахматы выходит на новый уровень. Здесь необходимо объяснить ребёнку, что эти понятия являются очень важными, и рассказать их значение. Нужно научить спасаться от шаха различными способами, а также обучить ставить мат – конечный результат партии.

После этого ребёнок постепенно начинает понимать смысл мата и будет пытаться его поставить. Обычно первый мат ребёнка ставится двумя ладьями. Когда ребёнок уже вник в суть игры, можно узнать у него, какие самые сильные фигуры на шахматной доске и почему. Этот ход даст нужный эффект, так как малыш осознанно будет говорить об этом, зная о плюсах и минусах каждой фигуры.

Рокировка

Заключительной стадией ответа на вопрос, как научить ребёнка играть в шахматы, станет объяснение принципа рокировки. Она представляет собой двойной ход, который возможно сделать только один раз за игру. Этот ход вызывает у детей определённые сложности, так как его можно выполнить только при определённых условиях.

Необходимо объяснить, что в рокировке участвуют только две фигуры – король и ладья. Цель двойного хода – обезопасить главную шахматную фигуру. Очень важно правильное выполнение рокировки. При ней король может пойти один раз через одну клеточку, тем самым огородив себя от нападения соперника.

Как ни странно, в процессе обучения поведенческие факторы как учителя, так и ученика очень важны. Можно прививать детям любовь к шахматам разными способами. Например, сочинять про них стихи, сказки, лепить фигуры. В процессе игры и веселья дети лучше воспринимают информацию и проявляют наибольший интерес.

В процессе обучения игре за доской нельзя забывать о физических перерывах. В час хотя бы десять минут необходимо давать ребёнку, чтобы он немного отвлёкся и переварил информацию. Нужно научить ребёнка не кричать, не ссориться, а более спокойно относиться к игре. Шахматы – медленная игра, где каждый ход необходимо тщательно обдумывать.

Обобщая всё вышесказанное, можно выделить несколько условий, которые помогут объяснить, как играть в шахматы. Правила для детей:

  • уделять на обучение в день не более получаса;
  • учить ребёнка усидчивости и уважению к сопернику;
  • объяснить, что нельзя кричать, ссориться, ругаться из-за игры;
  • проводить обучение с помощью сказок и стишков.

Источник: http://fb.ru/article/280950/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmatyi-figuryi-v-shahmatah-kak-igrat-v-shahmatyi-pravila-dlya-detey

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

Евгения Климкович

Доброго дня, дорогие родители. Мы с вами частенько для наших деток выискиваем всякие игры, которые могли бы не только скоротать скучный вечер дома, но и принести пользу для их развития. Год назад мы активно обсуждали незаменимость шахмат для развития детского ума (и не только, взрослого кстати тоже!). Все единогласно проали, что это отличный тренер внимания, концентрации и логики.

Слышала «звон», что скоро в школьную программу введут в обязательном порядке шахматные курсы и решила «подстелить солому».

Не каждый готов записываться в шахматные кружки, где с нуля разложат всё по полочкам – времени зачастую не хватает.

Потому попробую вам сегодня рассказать, как научить ребёнка играть в шахматы и быстро вовлечь его в сказочный чёрно-белый мир пешек, ферзей, слонов, королей и королев, не выходя из дома.

Когда уже можно и как это лучше?

Логично, что каждый родитель сразу спросит: а не рановато ли? Мастера шахматного дела отвечают на такие вопросы просто: хотите вырастить гроссмейстера, тогда стартуйте как можно раньше. Великие чемпионы познакомились с шахматной доской в свои 4-5 лет.

Согласна, что не каждому уготовано быть профи. Однако, как мы уже «проходили» раньше, польза шахмат для школьника неоценима, потому желающие просто вырастить гармоничную сильную личность с развитым мышлением могут начинать при подготовке к школе, на последних ступенях детсадовского образования.

Отмечу, что в больших городах будущих чемпионов принимают обычно с трёх-четырёх лет, редко где вы найдёте шахматную секцию, в которой учат двухлеток, хотя и таких вундеркиндов, бывает, берут.

Занимаются там дети 1-2 раза в неделю по 40-50 минут и чаще в группах, до 10-ти человек. Учитывая многолетний опыт родителей, вычитала советы, что прежде чем отдавать малыша в секцию, стоит его основам обучить в домашних условиях. Так как шахматные клубы разновозрастны, там на маленьких внимания мало обращают, ибо хлопотно это. Им подавай турниры и результаты.

Что понадобится для начала?

Если вы – активный шахматный игрок, тогда Ваше терпение и умение объяснять.

Если вы когда-то передвигали фигуры по клеткам, то вдобавок к терпению и педагогике придётся вспомнить былое, прикупив либо скачав учебник дабы не попутать, кого куда поставить и кто куда может идти.

Более получаса напрягать детский мозг шахматным уроком не рекомендуется. Более того, увидели, что игра наскучила – сразу откладывайте доску до «лучших времён».

Все практики советуют стартовать с азов – расставления фигур, начиная при этом с малозначимых пешек. Да и первая партия иногда играется только пешками. Все остальные «участники военных действий с погонами» подключаются позже, желательно по одному в один последующий урок.

Ну что ж, попробуем?

Избегаем типичных ошибок

Сразу скажу откровенно. Ни я, ни мои дети в шахматы играть не умеем. Потому учёба в этой статье не станет переписью чьего-то опыта, а будет добыта «потом и кровью» на своём личном. Поставила перед собой задачу научиться самой и научить своих младших детей стать ну хоть малюсеньким, но гроссмейстером «местного разлива».

Достала чёрно-белое деревянное полотно и стала искать, как разместить фигуры.

Но нашла совсем не это. Сразу вычитала на страничках интернета часто встречающуюся в этом деле ошибку, которую допускают родители. Оказывается, тех, кто берёт разлинованную квадратиками доску, ставит фигурки и садит перед собой ребёнка, сухо начиная объяснять правила игры, сразу поздравляют опытные мастера.

С чем поздравляют?  Да с тем, что такие родители — это те 95% случаев обучения в домашних условиях, при котором насовсем пропадают будущие гроссмейстеры.

Доки своего дела, умеющие правильно и интересно преподнести игру, уверены: даже если вам удастся объяснить, как ходит пешка и почему нужно защищать короля с королевой, спустя небольшое количество времени шахматная доска благополучно ляжет пылиться в какой-нибудь дальний угол детской комнаты.

«Ну, не хочет и не хочет. Что поделать!» — скажете вы, и станете наблюдать, как ребёнок торчит перед вечерами телевизором или пропадает в паутине интернет-пространства.

А шанс вовлечь школьника в интереснейшую игру был настолько близок, что вы даже не предполагаете! Теперь-то я об этом знаю. Но не будем забегать «в конец книги» с развязкой.

Девушка я настойчивая, потому дело это на первом промахе не бросила, стала искать, как надо, чтобы получилось.

Куда пойти учиться?

Потыркалась — помыркалась. Признаюсь, сухими инструкциями о правилах игры я не вдохновилась, а делать из моих детей подопытных кроликов не стала, так как усвоила первоначальный курс про ошибки. Есть, конечно, советы педагогов, как это сделать по шагам, в виде сказок и приключений, со стихами-прибаутками, но надо быть прирождённой актрисой, чтобы воплотить всё это в жизнь.

А ещё когда сама-то не умеешь да со временем свободным беда! Решила пойти другим путём и поручить эту ювелирную работу мастерам.

Свободного времени в нашей семье особо не имеется, чтобы впихнуть шахматную секцию в плотный детский график. На семейном совете было принято решение выделять имеющиеся пустые вечера не под социальные сети, а под видеокурсы.

Призывов на многочисленных сайтах прийти поучиться – «поле непаханое». Но раз уж пообещала, «беру в руки лопату», иду копать.

Чтобы найти для себя и своих детей более подходящий видеокурс, перелопатила немало.

Сразу отмечу, что в мой заветный список потенциальных учителей попали те, у которых методика особенная и выстроена с учётом детской психологии, что немаловажно в таком кропотном деле, как шахматы.

На глаза попался курс «молодого бойца» Александра Борисова, который во всемирной паутине с завидной гордостью хвастается достижениями сына своего 4-х летнего сына Жорика.

Второй юношеский, 8 крупных турниров. Аж завидно стало. Из песочницы да прямо в шахматисты. Вот бы нам так! Ну что ж, уважаемый педагог, давайте знакомиться!

Правда ли, что это возможно или опять интернет-обман?

Будучи активным посетителем разных сайтов, с недоверием отношусь ко всяким обещаниям. Зарубила «на носу»: прежде чем советовать кому-то что-то, приходится проверять «на собственной шкуре». А то ведь за совет и спросить могут!

Итак, на что обратила внимание в видеокурсе маленького Жорика.

  • Радует то, что это практические навыки автора за свои годы (а он сам занимается игрой с 6 лет), переданные своему чаду, а не просто теория из чужого учебника. Потому ставка действительно сделана на детей. Очень интересная подача материала. Дети любят, когда с изюминкой да красочно. Формат подобрали популярный с ютуба, к которому многие привыкли. Плюс!
  • Здесь не обходится без креативного подхода, куда же без него, когда дело касается детского обучения. Вопреки всем моим ожиданиям увидеть на экране сухую пошаговую инструкцию обнаружила для себя, что видеокурс наполнен скрытыми фишками, которые меня заинтересовали. Думаю, детям это станет не менее любопытно. Ещё плюс!
  • Учат здесь не только детей, а сначала «муштруют» родителей. Дабы знали, как правильно вовлечь будущего гроссмейстера в шахматный мир так, чтобы не отвернуло. Почти урок психологии. За что отдельно спасибо!
  • На практике детей учит ребёнок – сам маленький шахматист со вторым юношеским! Для многих это важно, так как веселее обучение проходит, когда разговариваешь «на одном языке», а не когда взрослый свысока пытается навязать тебе, пяти-семилетнему, свой опыт. Плюс!
  • Что немаловажно, связь не односторонняя. Дали тебе задания и сиди голову ломай. Нет, тут не так! Есть вопросы? Папа шахматиста – автор видеокурса ответит на вопросы. Правда, не сразу, а в течение суток. Но всё же! Проверяла, работает. За что ему несомненный плюс!
  • Пошла по этапам. Ага! Не нужно каждый раз, как в некоторых видеокурсах, проходить всё сначала либо оставлять рабочим экран, чтобы пройденное «не грохнулось». уроки сохраняем на свой компьютер и, если надо, к ним возвращаемся. И это плюс!
  • Конечно, для себя всегда ищу приятные дополнения, и выбираю то, что ещё что-нибудь преподнесёт в качестве бонуса. Ну вот такая я меркантильная! Надо отдать должное уважаемому автору, он умеет радовать. Участники видеокурса совершенно бесплатно смогут стать учеником школы с Жориком и целый месяц (а там как пойдёт) в он-лайн режиме пробовать свои силы, решая шахматные задачки и принимая участия в турнирах, имея шанс заработать ценные призы.

Слушайте, а ведь и вправду интересно. И не надо быть знатоком, всё с нуля, как раз для моей семьи. В общем, другого более подходящего и стоящего для себя до сих пор не нашла. Учебник закинула, пошла в живое общение, пока действует у них скидка.

Давайте уже, присоединяйтесь, хватит торчать перед телевизором. Будем «резаться» в он-лайне и вырастим достойных соперников маленькому Жорику! А самое главное – почувствуем себя сильными личностями с логическим и пространственным мышлением!

Всем успехов!

«ШколаЛа»)

Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/kak-nauchit-rebenka-igrat-v-shahmatyi/

Цветы жизни
Добавить комментарий