Как научить ребенка цифрам?

Содержание
  1. Как научить ребенка цифрам?
  2. Здоровый интерес
  3. Где учить ребенка цифрам?
  4. Продолжительность занятий
  5. Последовательность
  6. Первые шаги
  7. Глазами делу не поможешь!
  8. Скачать карточки с цифрами для распечатки
  9. Цифры повсюду
  10. Информация о себе
  11. Как дела у бабушки?
  12. Часы
  13. Календарь
  14. Кто есть кто?
  15. Соотношения между цифрами
  16. Что такое «ноль»?
  17. Математика для малышей или Как научить ребенка считать
  18. Математика для малышей. Основные принципы
  19. 1. Порядковый счет в обычной жизни
  20. 2. Изучаем понятие «Столько же»
  21. 3. Сравниваем «Больше-меньше»
  22. 4. Изучаем понятие «Ноль»
  23. 5. Настольные игры
  24. 6. Обратный счет
  25. 7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание
  26. 8. Состав числа
  27. 9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами
  28. 10. Повторяем цифры
  29. 11. Последовательность цифр
  30. 7 занятий-игр, чтоб научить ребенка цифрам до 3 лет. Наш опыт
  31. 1. Карточки в руки
  32. 2. Цифры в доме
  33. 3. Поэтические цифры
  34. 4. Книжки для юных математиков
  35. 5. Цифры и башенки
  36. 6. Аппетитная цифра
  37. 7. Портретная мастерская
  38. Как научить ребенка считать? Главные этапы обучения
  39. Главные этапы обучения
  40. 1. Учим ребенка, как выглядят цифры
  41. 2. Запоминаем цифровой ряд
  42. 3. Учим соотносить теорию с практикой
  43. 4. Начинаем считать и выполнять действия!

Как научить ребенка цифрам?

Как научить ребенка цифрам?

Едва ли кто-то из взрослых способен восстановить в памяти то, как впервые научился узнавать цифры. Однако это вовсе не умаляет значимости данного процесса. Обучение цифрам является для малышей «базовой программой», которую необходимо освоить, а задача научить ребенка этому лежит на родителях. Сегодня «Активная мама» расскажет, как научить ребенка цифрам.

depositphotos.com

Здоровый интерес

Знакомству с цифрами надлежит быть интересным и ярким. Ведь, как правило, это происходит в 3-4 года, то есть в возрасте, когда дети еще не отдают себе отчета в том, что такое «надо», очевидно предпочитая глагол «хочу».

Поэтому обучение обязательно должно происходить в игровой форме, так, чтоб ребенок наслаждался процессом, а не был к нему принужден.

Если за каждое занятие малыш будет приниматься с энтузиазмом, значит, и материал будет схватывать на лету!

Где учить ребенка цифрам?

Да где угодно! Безусловно, должны быть занятия, проведенные непосредственно за письменным столом, однако не стоит ежедневно усаживать ребенка перед собой и начинать утомительный урок.

Пусть упражнения будут разнообразными. Некоторые из них можно проводить во время прогулки на улице, по дороге из магазина, в транспорте, параллельно с просмотром мультфильма или даже за сытным обедом.

Словом, в любой подходящий момент!

Продолжительность занятий

Все должно быть в меру – вот «золотое» правило, которому необходимо следовать. Даже если вам кажется, что обучению стоит уделять около получаса, ребенок скорее всего будет не готов к занятию такой длительности.

Какова же оптимальная продолжительность занятия: пять минут, четверть часа? Как ни странно, таковой нет. Главное, с чем необходимо считаться – желание и настроение ребенка.

Сделайте с малышом одно упражнение и посмотрите на реакцию: если он настроен на дальнейшее обучение – продолжайте, если же нет – не принуждайте и проведите следующее упражнение через несколько часов.

Лучше меньше, но чаще.

Последовательность

Посвящайте каждое занятие только одной цифре, собрав несколько упражнений, связанных с ней. Не стоит переходить к следующему уроку, пока вы не будете уверены в том, что ребенок усвоил предыдущий.

Первые шаги

Сначала покажите ребенку, как выглядит цифра, объяснив, что именно этим символом обозначается, к примеру, единица. Затем переходите к развлечениям: разрисовывайте с ребенком циферку, вырезайте ее из бумаги, лепите из пластилина.

Далее – тренировка и проверка. Научился ли ребенок отличать цифру от прочих? Для того чтобы узнать это, существуют соответствующие упражнения. Например, сделайте карточки разных форм и цветов, на каждой из которых будет изображено по цифре. Затем попросите ребенка, отбирая карточки по одной, откладывать те, на которых нарисована нужная. Точно также можно делать с кубиками или фишками.

Если у малыша хорошая память, разучивайте с ним небольшие стишки, содержащие названия цифр. При этом обязательно нужно связывать циферку с ее изображением, будь то рисунок или фигурка, вылепленная из пластелина.

Глазами делу не поможешь!

Малышу будет достаточно трудно запомнить абстрактную цифру, которая не связана ни с чем, известным ранее. Какой напрашивается вывод? Научить ребенка цифрам только с помощью их изображения сложно. Необходимо вызывать у ребенка различные ассоциации, к примеру, объяснив, что цифра «два» похожа на фигуру лебедя.

Также за помощью можно обратиться к тактильным ощущениям. Предложите ребенку подержать вырезанную из картона цифру в руках – это будет способствовать восприятию и запоминанию материала. После того, как малыш уже усвоит несколько цифр можно даже поиграть с ним в игру, когда он с завязанными глазами должен узнать цифру на ощупь.

depositphotos.com

Скачать карточки с цифрами для распечатки

Цифры-глазастики:

Обычные цифры:

Цифры повсюду

Поскольку ребенок маленький, долго концентрироваться над тем или иным процессом ему сложно. Равно как и сохранить в памяти то, чем он занимался всего несколько минут в день. Поэтому процесс обучения не должен ограничиваться уроком.

Сделайте так, чтобы цифры стали неотъемлемой частью досуга вашего малыша. К примеру, циферки можно пришить или приклеить к любимым игрушкам. Пусть, играя, ребенок каждый раз говорит вам, что на красной машинке нарисована цифра «три», а к кофте куклы пришита единица.

Расположите стикеры с цифрами над кроватью малыша. Перед тем, как ребенок будет отправляться в постель, у него можно спрашивать, какие цифры расположены над его кроватью. При этом после того, как днем кроха усвоит новое число и нарисует его на листике, доверьте ему самому торжественный процесс приклеить цифру в положено месте.

Информация о себе

Научить ребенка цифрам можно с помощью информации, которая касается его самого. Поэтому показывая ребенку циферку «три» не забудьте упомянуть, что именно столько лет ему исполнилось. Или же на уроке, посвященном цифре «пять», скажите, что это число обозначает номер квартиры, в которой вы живете.

Связывайте цифры, которые изучаете, со всем, что окружает ребенка: датой рождения, адресом, цифрой, изображенной на табличке в подъезде, номером домашнего телефона и так далее. Безусловно, все сразу крохе запомнить не удастся, однако какая-то информация обязательно отложится в голове.

Как дела у бабушки?

Можно предложить ребенку время от времени звонить по телефону. Сделайте для этого специальные карточки, на которых под приклеенными фотографиями родных будут написаны их номера телефонов. Пусть малыш позвонит бабушке и справится о ее здоровье или же узнает, когда в следующий раз наведается тетя.

После того, как ребенок выучит все цифры, подобная забава будет уместной для закрепления выученного.

Часы

Отличная тренировка – «азы» определения времени. К примеру, указывая на циферку «шесть» на часах, объясните, что именно в это время папа возвращается с работы. Придумайте для каждой цифры какое-либо занятие, которое заинтересует кроху, и объясните, что произойдет оно, когда маленькая стрелочка будет указывать на то или иное число на циферблате.

Календарь

Еще один помощник в изучении цифр – настенный календарь с передвигающимся окошком для текущего дня.

Объясните ребенку, что именно он ответственный за то, какое нынче число, и должен самостоятельно передвигать окошко. Обязательно свяжите с числами какую-либо информацию для того чтоб заинтересовать малыша.

К примеру, скажите что «восьмого числа у папы выходной», а «четвертого в гости приедет бабушка».

Кто есть кто?

Гораздо сложнее втолковать малышу значение каждой цифры и соотношения между ними. Поскольку, даже запомнив, как выглядит та или иная цифра, малыш будет воспринимать ее абстрактно.

С этой задачей прекрасно справляется обучающий курс, который является частью методики Глена Домана. Малышам даются карточки с разным количеством точек на них – от одной до девяти. Когда ребенок научится сравнивать и отличать количество точек, изображенных на карточках, предложите ему обозначать карточки уже знакомыми циферками.

С той же целью можно показывать ребенку цифру вместе с предметами в том количестве, которое ею обозначено. Так ребенок научится соотносить пальчики на своей руке с красочным рисунком цифры «пять», а собственноручно вылепленную из пластелина тройку – с тремя конфетками в вазе.

Соотношения между цифрами

Для того чтоб ребенок запомнил, как выученные цифры соотносятся между собой и чем отличаются, можно поиграть в следующую игру.

Родителям понадобится заранее вырезать из бумаги все девять цифр. Вырезанные фигурки должны отличаться по размеру так, чтоб каждая следующая была больше предыдущей.

В процессе игры малышу необходимо выстроить из цифр своеобразную «лесенку», которая начинается единицей и заканчивается девяткой.

Когда малыш справится с задачей, похвалите его за проделанную работу и объясните, что самая маленькая цифра в «лесенке» – единица, а самая большая – девятка.

Что такое «ноль»?

Как правило, у детей возникают трудности с осознанием того, что обозначается цифрой «ноль».

Научите малыша ассоциировать слово «ноль» со словом «ничего». Для этого можно разложить на столе несколько различных предметов, а затем, раздав их членам семьи, оставить на столе пустое место и сказать, что теперь на столе осталось «ноль» предметов.

Какие бы игры вы не выбрали и каким бы тренировкам не отдали предпочтение для того, чтобы научить ребенка цифрам, не стоит требовать от него механического заучивания. Играйте, играйте и еще раз играйте! Пробудите в нем интерес, пускай цифры войдут в жизнь малыша и станут ему необходимыми. Приятного обучения!

Источник: http://active-mama.com/kak-nauchit-rebenka-cifram.html

Математика для малышей или Как научить ребенка считать

Математика для малышей или Как научить ребенка считать

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр.

Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление.

Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше).

Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки.

Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры.

У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5.

Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь.

Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д.

Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

  • Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
  • Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (грибочки, морковки, помидорки).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любыесюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.
  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее: выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет.

Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается.

То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание.

Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации«Было три конфеты, одну съели, осталось две».

Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

  • Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»
  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.

9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

  • Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;
  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);
  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);
  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;
  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon,Лабиринт, My-shop)

или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/id1776417/313023

7 занятий-игр, чтоб научить ребенка цифрам до 3 лет. Наш опыт

7 занятий-игр, чтоб научить ребенка цифрам до 3 лет. Наш опыт

Не буду длинно и подробно рассказывать о том, как важно научить ребенка цифрам: о раннем развитии сегодня не говорит только ленивый. Сразу перейду к практике. Все эти способы мы опробовали вместе с дочками, начиная почти с рождения.

Старшей Тане сейчас 5 лет, младшей Лене – 2, и мы продолжаем запоминать цифры в игровой форме. Эти игры по большей части рассчитаны на детей до 3 лет.

Но в ближайшее время я расскажу о еще 7 занятиях-играх для изучения цифр с детьми от 3 до 5 лет.

1. Карточки в руки

Про систему Глена Домана слышали многие. С ее помощью можно научить ребенка цифрам раньше, чем он начнет говорить. Во всяком случае, так пишут.

К тому же сейчас в магазинах полно разных комплектов карточек с точками и цифрами для обучения малышей с пеленок. Все очень просто: когда ребенок бодр и готов играть, вы быстро показываете ему карточки.

Со временем ребенок научится различать цифры и числа-количества, не пересчитывая точки.

Мы пробовали так играть, изучая цифры с Леной, но вскоре, когда дочке надоело просто смотреть на карточки (ей к тому времени было года полтора), она стала просить меня разложить перед ней все многообразие картинок, чтобы потом подавать мне ту или иную цифру или карточку с точками по моей просьбе. Это было закрепление и повторение материала.

Карточки я делала сама на толстом картоне из упаковочных коробок из-под «Агуши». Научить ребенка цифрам таким образом под силу каждой маме.

2. Цифры в доме

Дети не любят долго сидеть на одном месте. Им нравится ползать, бегать, прыгать, поэтому, как только ребенок поползет-пойдет, можно развесить карточки по дому на уровне глаз ребенка: на шкафах, стенах, дверях… Ребенок, пробегая мимо, видит изображение цифры и количества и запоминает их.

Впервые я попробовала этот способ, когда мы с Танюшкой изучали цифры. И ничего не получилось. Она не могла запомнить ни одной, хотя при этом давно уже рассказывала наизусть «Муху-Цокотуху» К.И.

Чуковского и уверенно считала до десяти. Я решила, что метод этот – полная чушь и так научить ребенка цифрам просто невозможно.

А еще где-то глубоко в подсознании очень расстроилась, и у меня появились претензии к ребенку… Как это так?? Она чего-то не может…

Глупая я была тогда! Потом, наблюдая и думая, я поняла простую вещь: у Тани ведущая память слуховая, и запоминание зрительных образов дается ей сложнее. В 4 года она еще путала часть цифр. А вот Лена уже в 2 года знает все цифры, потому что ее ведущая память – зрительная. Зато она еще пока не говорит… Так вот с ней мы активно используем цифры в доме.

Расклеив карточки в разных уголках квартиры, мы играем в прятки с цифрами. Надо найти то пятерку, которая, повиснув на балконной двери, прячется за шторой, то восьмерку, которая любит затаиться в ванной, то цифру «четыре», скрывающуюся на дверях шкафа-купе. Оказывается, так просто научить ребенка цифрам в игре.

И еще одно интересное замечание: запомнив зрительный образ, дочка стала внимательнее слушать! Если мы в разговоре упоминаем какую-то цифру, она тут же идет к карточке и показывает: вот, мол, вы говорили про «шесть» или про «один». Я сама удивлена!

Но что же все-таки делать, если у ребенка слуховая память ведущая? Не использовать «Цифры в доме»? Все равно, мне кажется, нужно играть так, только наклеить не все десять цифр сразу, а только одну или две. Потом, когда ребенок запомнит их, можно добавлять по парочке новых карточек.

А еще в магазинах продаются всевозможные комплекты с цифрами на магнитах. Поселив их на холодильнике, можно научить ребенка цифрам, играя на кухне: строя паровозики или домики, в которых живут Единица, Тройка, Девятка…

3. Поэтические цифры

Если ваш ребенок любит слушать стихи, если у него ведущая слуховая память, разучите вместе с ним, например, строки С.Я. Маршака о цифрах:

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

А потом вместе можно даже поставить небольшое представление и показать, как пляшет цифра «пять» и какие акробатические номера показывает цифра «девять». Так в игровой форме вы сможете научить ребенка цифрам.

4. Книжки для юных математиков

Математических книжек в магазинах сейчас полным полно. Было бы желание научить ребенка цифрам, читая и играя вместе с ним.

В нашем доме очень прижились книжки «Учимся считать» из серии «Уроки для дошколят» и «Изучаем цифры» вместе со Смешариками.

Девчонки любят слушать их и перед сном, и в дороге, когда мы куда-нибудь едем, и просто так почитать, когда есть свободное время. А старшая вообще выучила их наизусть, и порой читает младшей по памяти, если я бываю занята.

5. Цифры и башенки

Ребенок обязательно должен понимать, что цифра – это не просто картинка, это обозначение того или иного количества предметов. Поэтому предлагаю вам простую игру, чтобы помочь ребенку запомнить цифры и понять их связь с количеством.

Небольшое поле расчертите на десять квадратов или прямоугольников и каждый из них подпишите цифрой.

Задача ребенка: построить на поле башенку из кубиков: двух, пяти, восьми… Все зависит от того, какая цифра написана в квадрате.

Понятно, что вначале он будет строить башенки так, как ему это больше нравится, но постепенно начнет понимать, что «два» — это два кубика, а «пять» — пять. А как потом здорово эти башенки ломать!!

В нашей семье сейчас эта игра – хит сезона: каждый день играем не по разу. Ленка достает поле, и это знак каждому: будем строить башенки. Пока получается не все, и дочка хочет на «пять» поставить шесть кубиков, а на «восемь» — один, но это все придет со временем.

6. Аппетитная цифра

Цифру можно съесть, если она, например, выложена из макарон или творога. Можно испечь вкусные «арифметические» печеньки и научить ребенка цифрам, поедая вместе с ним «тройки» и «девятки» с чаем или молоком. А еще рассказать ребенку обеденную сказку, где главным героем будет лебедь Двойка или Восьмерка-неваляшка.

Честно признаюсь, с Леной я еще не пробовала так запоминать цифры. А вот Таня этот способ не оценила: ей больше нравится есть просто творог, а не творожную шестерку. Но может быть, вашему малышу понравятся аппетитные цифры. Попробуйте.

7. Портретная мастерская

Если вы хотите научить ребенка цифрам, откройте портретную мастерскую и создавайте портреты разных цифр. Выберите то, что больше нравится малышу. Цифры можно

  • рисовать (на бумаге, песке, снегу);
  • лепить из пластилина;
  • выкладывать фасолью или счетными палочками;
  • вырезать ножницами;
  • собирать из конструктора на липучках или любого другого конструктора;
  • делать аппликации или поделки из природного материала. Например, на берегу реки вы можете выложить цифру из камушков, а в лесу – из шишек. Чаще именно такие неформальные способы помогают научить ребенка цифрам (и не только цифрам) быстро и легко.

Конечно, малышу в юном возрасте сложно одному рисовать, вырезать, лепить, поэтому что-то может делать и мама, а ребенок будет рядом: смотреть и помогать. Например, мама вырезает цифры из цветной бумаги, а потом вместе с малышом делает цифровую аппликацию, или мама выкладывает цифры из шишек, а ребенок эти шишки собирает и смотрит, какая красота получилась…

Этот способ мы пока используем не очень часто: Ленчик предпочитает рисовать травку, чтоб накормить ей лошадку, а из пластилина ей нравится еж и гусеницы в моем исполнении… Цифр в доме хватает и без рукотворчества. Танюшка же с трудом что-то делает руками: мелкая моторика развита у нее не очень, но мы над этим работаем… Вот, например, аппликация: единичку вырезала дочка, а пятерку – я. Приклеивали и рисовали вместе!

Все эти способы помогут вам научить ребенка цифрам. До 3 лет или чуть позже, не так уж и важно.

Многие из этих игр можно использовать и с ребенком постарше: есть цифры-печеньки, рисовать, читать математические книжки… Например, с Таней мы порой «занимаемся» по книжке «Считаю и решаю» для детей 5-6 лет из серии «Ломоносовская школа». Но есть и другие занятия-игры для изучения цифр с детьми от 3 до 5 лет. Какие? Расскажу в следующий раз…

Источник: http://klub-knp.ru/kak-nauchit-rebenka-cifram/

Как научить ребенка считать? Главные этапы обучения

На данный момент разработано множество методик раннего развития, позволяющих сформировать у малышей навыки речи, чтения и счета уже в годик-два.

Однако любящие и заботливые родители сами могут заниматься со своим ребенком, ведь обучить кроху счету не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Тренироваться можно на каждом шагу, используя окружающие предметы и объекты. Узнать, как научить ребенка считать, можно в данной статье.

  • Когда начинать обучение?
  • Главные этапы обучения
  • Хитрости при обучении

Первые пробные «уроки» ребенок получает еще с пеленок – когда в разговоре родные указывают количество предметов вокруг малыша (одна игрушка, две ручки, три карандаша). Но ожидать от крохи понимания и осмысления этих понятий еще рано.

Психологи утверждают, что к годовалому возрасту ребенок начинает понимать количество окружающих вещей, к 2-3 годам может посчитать до 5 и лишь в 4-5 лет приходит понимание простейших арифметических действий.

Все эти временные рамки сугубо индивидуальны: одни осваивают раньше, другим же не дано стать юными математиками (и это абсолютно нормально).

Главные этапы обучения

Наша основная задача – провести знакомство с цифрами и счетом в игровой форме. Малыш запоминает только то, что ему интересно и увлекательно. Значит, нужно избежать однообразия. В процессе игры можно обучить ребенка счету ненавязчиво и незаметно – главное, не уделять занятиям каждый раз слишком много времени. 5-10 минут будет достаточно. Давайте остановимся на каждом этапе подробнее.

1. Учим ребенка, как выглядят цифры

Наша первая задача – сосредоточить внимание малыша на том, что именно эти крючочки и загогулины отличаются от всех остальных крючочков в мире. Мы будем учить кроху узнавать цифры визуально, приучать его к виду цифр и тому, как они «озвучиваются». То есть сначала научим узнавать «лицо» цифры, а потом – соотносить с ним «имя».

Способов познакомить малыша с цифрами – множество. Можно это сделать не только визуально, но и тактильно: лепить цифирки из теста и пластилина, рисовать пальчиками, раскрашивать цифры в раскраске, кушать печенье с цифрами. Можно развлекать кроху надписями из кетчупа на картофельном пюре, одновременно произнося название цифры.

Поводы рисовать, видеть, находить цифры встречаются на каждом шагу. Главное, не переусердствовать и не довести ситуацию до такой, которая будет вызывать у ребенка раздражение и скуку.

Для первого знакомства лучше всего учить одну цифру, а только потом усложнять задания.

Для изучения цифр у мам пользуются популярностью кубики Зайцева, карточки Домана, плакаты, магниты и другие наглядные материалы.

Дальше можно попробовать игры с кубиками или карточками, на которых написаны большие цифры. Возможно, малышу понравится предложение после перемешивания кубиков найти среди них один со знакомой цифиркой.

В два-три года ребенок уже в состоянии понять суть домино, когда одинаковые картинки нужно ставить рядом.

Сначала можно попробовать домино с картинками, а потом купить или сделать кости с красивыми яркими цифрами.

2. Запоминаем цифровой ряд

Названия числительных абстрактны, они ничего не значат для малыша. Он не понимает, почему после «четырех» идет «пять» и что поменяется, если слова переставить местами.

На данном этапе важно, чтобы ребенок просто заучил последовательность, не особо вникая в ее суть, и четко запомнил, что после «четырех» никак не может быть «шесть».

Эта задача немного сложнее предыдущей, но не надо ее пугаться.

Выучить последовательность помогут потешки, считалки, скороговорки, рифмовки о цифрах. Например, прекрасные детские стихи «Веселый счет» Маршака, «Считалка для ворон» и множество других. До шести обучит считать сказка «Теремок». Считалки с использованием пальцев и пальчиковых кукол превратятся в игры. Они не только обучат порядку цифр, но и разовьют зрительную и слуховую память.

Неплохо, если на этом же этапе в виде скороговорки кроха выучит и счет от 10 до 1. Закрепить результат помогут игры-обучалки с любимыми детскими героями. Приложение для Google Play «Лунтик учит цифры» содержит множество заданий. Некоторые из них направлены на запоминание цифровой последовательности. Другие, посложнее, – на соотношение предметов и цифр.

3. Учим соотносить теорию с практикой

Суть данного этапа – научить соотносить цифры с количеством предметов. Возможностей для этого масса. Если ребенку нравится лепка, можно продолжить лепить цифры, а вдобавок к ним делать соответствующее количество предметов. Например, три цветочка или кружочка для тройки.

В это время удачным будет применение карточек. Можно нарисовать или скачать из сети яркие картинки, на которых написана цифра и показано столько же привлекательных предметов (две клубнички, три облачка и т.д.).

Можно карточки-цифры показывать одновременно с настоящими яркими пуговицами или кубиками. Важно не спешить: сначала пусть ребенок уверенно выучит цифры от 1 до 3, потом до 5 и так далее.

Со временем задания усложняются: попробуйте попросить малыша положить карточку с цифрой на соответствующее количество предметов.

На этом этапе будут полезны неспешные «Уроки тетушки Совы», серия «Арифметика-малышка». Очень способствуют запоминанию бытовые задачи на счет: а сколько у нас ножек, рукавов рубашки, глаз у бабушки, котиков на улице, тарелок на столе.

По сути, это метод, которым обычно учат мамы. Удобно использовать методики Монтессори в виде математических штанг и деревянных рамок с вкладышами-веретенами.

Ребенок размешает определенное количество веретен в соответствующую секцию, тем самым обучаясь понятию «количество».

Можно поиграть с ним в фокусы: показывать пальцы на одной руке, добавлять или убирать их, закрывать другой рукой, имитируя «исчезновение». Такая игра нравится и детям постарше, а малыши будут от нее в восторге. Параллельно с пальцами можно показывать карточки: так в памяти малыша будет откладываться, что значит та или иная картинка-цифра.

Прекрасно детками воспринимается игра в магазин с цифрами-«деньгами». А забавы с игральным кубиком и конфетами нравятся всем. В процессе последней забавы в коробку складывают конфеты россыпью и кидают по очереди кубики: сколько точек выпало, столько конфет получает игрок. Важно запастись терпением, чтобы терпеть детские капризы и пресекать попытки плутовства.

4. Начинаем считать и выполнять действия!

Возможность посчитать что-то самостоятельно будет для ребенка настоящим открытием. После прочтения одной из обучающих сказок можно предложить малышу задание пересчитать что-либо, чего не было в книжке. Желательно, чтобы процесс происходил или в бытовой, или в игровой форме.

Если дочка любит помогать по хозяйству, предложите ей помочь сделать бутерброды. Сколько кусочков колбасы нужно отрезать, чтобы всем хватило? А сколько кусочков сыра надо, чтобы его хватило только папе? А сколько надо и того, и того вместе? То же самое можно делать с печеньем к чаю.

Перед началом выполнения простейших действий надо научить малыша понятиям «больше» и «меньше». Считается, что простые действия лучше всего воспринимаются детками после 5-6 лет. Можно ненавязчиво попробовать и раньше.

Многие специалисты не советуют обучать ребенка математическим действиям методом последовательного приближения. То есть не надо его учить «чтобы к двум прибавить два, надо сначала прибавить один, а потом еще раз один». Это замедляет процесс счета и не провоцирует умственное развитие крохи.

Желательно не учить счету на пальцах, а сразу задействовать группы чисел.

Для начала рекомендуют дать запомнить малышу все существующие варианты сложения и вычитания в пределах десятка. Готовые решения он будет извлекать из головы так же, как извлекает последовательность цифр. Это развивает сообразительность и память. А уже при действиях над двузначными числами нужно вложить понимание способов сложения и вычитания.

Другая методика – именно «поштучное», стандартное обучение с использованием привлекательных, объемных предметов.

Первой задачей может стать простейшая «У тебя есть яблочко, я тебе дам еще одно, сколько их станет?» Далее здания можно усложнять, а через пару недель (после первых заметных успехов) попробовать вычитание.

Например, если дать ребенку три шишки и попросить одну себе, сколько шишек у него останется? Бывает, что маленькие детки во время обучения не хотят отдавать предметы. Тогда можно переждать пару минут и попробовать снова.

Считать предметы можно везде и всегда, главное – чтобы ребенку было весело и нескучно

Считать предметы можно везде и всегда, главное – чтобы ребенку было весело и нескучно. Ни в коем случае нельзя принуждать малыша к обучению цифрам и счету: все занятия должны проходить в виде игры. Тренироваться можно дома, на прогулке, в транспорте, подсчитывая вместе с малышом пуговицы при одевании, игрушки и машины, деревья и магазины, цветочки и людей.

Сначала кроха будет называть цифры вслед за мамой, потом – самостоятельно, лишь через пару месяцев сможет считать в уме, выдавая готовый результат. Важно показать ребенку пользу умения считать, к примеру, поделить фрукты и конфеты, накрыть на стол по количеству гостей.

Если же кроха отстает в развитии при регулярных тренировках, то не стоит отчаиваться: все детки разные – одни все хватают с первого раза, другим же необходимо больше времени. Стоит набраться терпения, не давить на ребенка и вскоре все обязательно получится!

Источник: https://detki.today/kak-nauchit-rebenka-schitat.html

Цветы жизни
Добавить комментарий