Арт-терапия для детей: лечим искусством

Содержание
  1. Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии
  2. Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи
  3. Виды и методы арт-терапии в работе с детьми
  4. Упражнения для занятия арт-терапией с детьми
  5. Изотерапия
  6. Каракули
  7. Рисование рукой
  8. Рисование музыки
  9. Упражнение «Цветок»
  10. Песочная арт – терапия для детей
  11. Знакомство с песком
  12. Создание волшебного мира
  13. Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста
  14. Что такое арт-терапия?
  15. Задачи детской арт-терапии
  16. Разновидности арт-терапии
  17. Изотерапия
  18. Монотипия
  19. Каракули
  20. Песочница
  21. Музыкотерапия
  22. Танцевальная терапия
  23. Сказки
  24. Игротерапия
  25. Арт-терапия для подростков
  26. Значение арт-терапии для подросткового возраста
  27. Формы работы с подростками
  28. Упражнения для групповой работы
  29. Сотворение мира
  30. Настроение
  31. Моё любимое животное
  32. Заключение
  33. Арт-терапия. Методы и виды арт-терапии | Цветы жизни
  34. Что же такое арт-терапия?
  35. Чем же ценна арт-терапия?
  36. Клиенты арт-терапевтов
  37. Главные запросы, с которыми приходят на арт-терапию:
  38. Задачи арт-терапии
  39. Направления и методы арт-терапии
  40. Методика арт-терапии
  41.  Что такое арт-терапия
  42.  Ситуации, при которых применяется арт-терапия
  43.  Чем полезна арт-терапия
  44. Где и кем применяется арт-терапия
  45. Методы арт-терапии
  46. Изотерапия (рисуночная терапия)
  47. Музыкотерапия как подвид арт-терапии
  48. Цветотерапия как подвид арт-терапии
  49.  Фототерапия как подвид арт-терапии
  50. Сказкотерапия (библиотерапия) как подвид арт-терапии
  51. Игротерапия как подвид арт-терапии
  52. Песочная арт-терапия

Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии

Арт-терапия для детей: лечим искусством

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми.

Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность.

Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Счастливый ребенок  Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе.

Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка.

Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством.

Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием.

Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты сказкотерапевта изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки.Более подробно о ней можно прочитать в статье Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок». Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом.

Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит.

Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли.

И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию

Приглашаю почитать также другие статьи в нашей рубрике. Перейти в нее можно, кликнув но кнопке ниже.

Рубрика Счастливый ребенок

И для души и настроения приглашаю вас посмотреть песочную анимацию Как ослик счастье искал.

Как заморозить черную смородину на зиму в стаканчикахВ каких продуктах содержится клетчаткаБерезовый сок – настоящий весенний эликсир для нашего здоровьяФотогеничная «колючка» расторопшаПодготовка к УЗИФото на холсте

Источник: https://irinazaytseva.ru/art-terapiya.html

Арт терапия для детей: упражнения, занятия для разного возраста

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей.

Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение.

С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества.

Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий.

И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности.

Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь.

Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий.

Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы.

На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу.

Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать.

Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности.

Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах.

Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии.

Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости.

Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз.

Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома.

А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/art-terapiya-dlya-detej.html

Арт-терапия. Методы и виды арт-терапии | Цветы жизни

Арт-терапия — пожалуй, одна из самых приятных терапий. Терапия для души и тела. Арт-терапия многогранная, разная и в большинстве своем увлекательная и вполне может превратиться в хобби.

Сегодня я пригласила в гости профессионального психолога Анну Кутявину, чтобы познакомиться с арт-терапией ближе, узнать о ее целях и направлениях, кому она подходит и в каких дозировках.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Знакомы ли вы с понятием «арт-терапия»? Что это за метод такой, и с чем его едят? Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями о великой силе арт-терапии для детей и взрослых. Как говориться, из личного опыта.

Если вы наберете в поиске «арт-терапия», сразу же всплывет огромное количество ссылок на статьи, курсы, подборки упражнений, видео- и аудиороликов. В этом всем так легко потеряться.

И вот уже кажется, что арт-терапия – это что-то очень сложное, чему учат годами в институтах и университетах. Или, наоборот, у вас может сложиться впечатление, что все это легко, и называть себя арт-терапевтом может даже ребенок.

Покалякал по листу – и привет, дело сделано.

Смею вас разочаровать – ни тот, ни другой подход неверен. Да, чтобы стать профессионалом в арт-терапии, надо учиться. Усвоить базовые навыки, познакомиться с техниками, попробовать терапию на себе. И лишь потом нести ее в широкие массы. Но, с другой стороны, изучить некоторые приемы и принести позитивные изменения в свою жизнь с помощью искусства под силу даже начинающим.

Только, пожалуйста, не думайте, что любое творчество само по себе уже является терапией. Это не всегда так. Вспомните хотя бы известных художников и музыкантов, которые создавали свои шедевры под влиянием каких-то дурманящих веществ. Творчество ли это? Да! Но терапия ли? Однозначно, нет.

Что же такое арт-терапия?

Уже из самого названия понятно, что арт-терапия – это лечение искусством. Но как же происходит это лечение? Ведь в арте нет никаких таблеток и капельниц, микстур и лечебных массажей… Но зато есть кисти и краски, бумага и цветное тесто, пластилин и глина, песок, манка, фотографии, ткани. И еще много всего другого, что при грамотном подходе способно исцелить человеческую душу.

Арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно  и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.

Арт-терапия как отдельное и очень перспективное направление психотерапии возникла сравнительно недавно, уже в 20 столетии. Она появилась как бы на стыке искусства и психологии, и сейчас завоевывает все большую и большую популярность.

Чем же ценна арт-терапия?

ценность арт-терапии состоит в том, что она может уравновесить психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению, самопознанию и рефлексии.

С помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции человека: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование.

И все это отреагирование проходит в нетравматической для человека форме.

Рисуя, раскрашивая, сочиняя, читая истории, вылепливая фигурки, человек не просто решает какую-то конкретную узкую задачу.

Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни, находит важные ответы на вечные вопросы: а кто я? Зачем я живу? Что для меня главное? В чем мое предназначение, моя истина, мой смысл? Что хорошего я несу в мир? Чем я ценен? Какова моя роль в мире? А это уже значительно больше, чем просто лечение того или иного признака. Как холистическая медицина. Или видение общей картины, и оздоровление всего организма сразу.

Клиенты арт-терапевтов

С кем же чаще всего приходится работать арт-терапевтам? Возможно, это прозвучит слишком громко, но фактически со всеми! Кроме отъявленных скептиков и нытиков, а также тех, кто только интересуется новинками, но не готов меняться.

Со всеми же остальными – и с взрослыми, и с детьми – арт-терапия способна дать хорошие плоды. В частности, помочь ищущему и открытому человеку пересмотреть свои взгляды на жизнь, выйти на новый уровень осознания, выбрать для себя более подходящие методы поведения.

А также раскрыть в себе творческий потенциал.

В работе с детишками чаще всего используются такие направления арт-терапии, как песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия (терапия рисованием, изобразительным искусством). Элементы этих методов часто применяют в своей работе воспитатели и психологи в детском саду, инструкторы в развивающих центрах, логопеды, коррекционные педагоги.

Арт-терапия чудесно работает с детками с особенностями развития, с инвалидностью. Лично мне выпало работать с незрячими детишками, с малышами с ДЦП, аутизмом, множественными нарушениями развития. И результаты очень приятно удивляли и удивляют.

Ведь все так просто – сказка, песок, краски, глина. Все то, что так любят детишки! А оказывается, что это еще и чудесная развивающая, коррекционная, психотерапевтическая среда.

Стоит лишь направить творчество в нужное русло, отграничить его от «просто творчества», и внимательно отследить процесс и его результаты.

Главные запросы, с которыми приходят на арт-терапию:

— Восстановление контакта с собой и с окружающими людьми, налаживание отношений, понимание их особенностей;

— Обретение равновесие между своими целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других людей, с правилами «игры», с другой стороны;

— Коррекция поведения, замена неконструктивной манеры поведения на более подходящую;

— Расслабление, ощущение себя, своих чувств и ресурсов;

— Раскрытие творческого потока, единство с собой, своим внутренним я.

Задачи арт-терапии

Выше мы проговорили основную цель и предназначение арт-терапии. Теперь же предлагаю рассмотреть конкретные задачи, с которыми она справляется, причем, весьма успешно. К ним относятся:

— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

— Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.

— Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Направления и методы арт-терапии

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;

Источник: http://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/art-terapiya-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-nuzhno.html

Методика арт-терапии

Методика арт-терапии

Арт-терапия – “лечение” искусством. Неиссякаемый творческий источник, который может открыть и подчеркнуть вашу индивидуальность, многогранность и свободу личности.

Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе как с детьми, так и взрослыми.

Психологи применяют ее на консультациях, врачи  включают в программу реабилитации при различных психологических и физических травмах. Некоторые люди используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя.

 Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств.

 Что такое арт-терапия

Арт-терапией называют методику лечения, которая основана на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоциального благополучия.

На сегодняшний день применение арт-терапии пользуется большой популярностью как один из способов самовыражения человека. Его основное отличие от других методик — человек может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества. Внутренне «Я» может выразиться в создаваемых в процессе творческой деятельности образах.

Это могут быть рисунки, фотографии, графика, скульптура и множество других видов искусства. Бывают и более экспрессивные методы художественного выражения, такие как танцевальная терапия, актерская игра.

В любом случае, арт-терапия позволяет не только выразить свои эмоции, снять напряжение и улучшить настроение, но и проанализировать то состояние, в котором пребывает человек, дать ему оценку.

Арт-терапию используют в случаях психических расстройств и перенесенных психологических стрессов, при нарушениях речи, двигательной функции. Ее активно применяют и в комплексе с другими методиками.

В последнее время арт-терапия используется и для самопознания абсолютно здоровых людей.

Методика арт-терапии позволяет снять негативные эмоции и успокоиться, привести мысли и чувства в порядок, вернуть душевную гармонию.

Техника арт-терапии несет в себе две основные цели. Если рассматривать ее со стороны искусства, то эта методика призвана доставлять человеку удовольствие от процесса, а также раскрывать его творческий потенциал. С точки зрения психологии методика арт-терапии оказывает терапевтическое действие, помогает решить различные внутренние конфликты.

Главные задачи арт-терапии:

  1. Акцентирование внимания человека на свои чувства и ощущения.
  2. Создание наиболее комфортных условий, при которых можно настроиться на свои чувства и мысли, которые человек привык держать в себе.
  3. Помощь в поиске наиболее приемлемого выхода позитивных и негативных эмоций.

 Ситуации, при которых применяется арт-терапия

Арт-терапия применяется во многих случаях. Эта методика поможет, когда вы чувствуете дискомфорт и не можете найти решение той или иной проблемы. Если вы обратитесь к специалисту, он поможет вам разобраться в собственных чувствах и эмоциях.

Противопоказаний у арт-терапии нет, поэтому каждый может смело начинать занятия.

Спектр проблем, при которых используется методика арт-терапии, достаточно широкий:

  • депрессивные состояния, апатия ко всему, нежелание что-либо делать,
  • внутренние конфликты,
  • состояние кризиса (возрастного, кризиса карьерного роста и т.п.),
  • психологические травмы,
  • физические травмы и дальнейшая реабилитация,
  • тревожность, страхи, фобии (в том числе с детства),
  • потери,
  • низкая самооценка,
  • различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая).

Люди, которые  столкнулись с той или иной проблемой, могут выплеснуть накопившиеся переживания и эмоции с помощью художественного самовыражения. Сделать это можно даже в домашних условиях. При сеансах арт-терапии все внимание человека сосредоточено на собственных чувствах и эмоциях. При этом не обязательно творить шедевры, главное – привести свое эмоциональное состояние в равновесие.

По сути, методика арт-терапии основывается на вере в то, что абсолютно каждый человек имеет творческие способности. И неважно, что при этом не все становятся великими художниками, актерами или поэтами. Главное, что человеку свойственна тяга к прекрасному и желание самому создавать что-то уникальное.

 Чем полезна арт-терапия

Методика арт-терапии позволяет решить множество проблем, с которыми столкнулся человек.

  1. Помогает выражать свои чувства и эмоции. Иногда словами человек не может донести свое душевное состояние, оценить его. Зрительные образы отлично справляются с этой задачей.
  2. Арт-терапия является прекрасным средством при борьбе со стрессовыми ситуациями. Если вы почувствовали нарастающее напряжение, испытываете тревогу, возьмите лист бумаги, карандаши или краски и просто начните рисовать.
  3. Методика арт-терапии отлично справляется с различного рода страхами и фобиями. Поэтому арт-терапия очень эффективна при работе с детьми и беременными.
  4. Это очень хороший способ самопознания.
  5. Арт-терапия раскрывает возможности понимания окружающего мира.
  6. Позволяет раскрыть свои таланты и развить свои творческие способности.
  7. Повышает самооценку, уверенность в себе.
  8. Если у человека имеются серьезные психологические проблемы, специалист при помощи арт-терапии сможет оценить состояние пациента и назначить эффективное лечение.

Где и кем применяется арт-терапия

Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она помогает избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности.

Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это не нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой терапии.

Арт-терапия открывает большие возможности в работе психологов и психотерапевтов с пациентом. Широко используется для адаптации инвалидов к жизни в обществе. В последнее время арт-терапия активно применяется в школах. Педагоги могут реализовывать различные функции, начиная от воспитательных и развивающих и заканчивая психотерапевтической.

Методы арт-терапии

В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние человека, оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-терапии, связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать свой метод. Все они оказывают хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.

Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто хотите поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении ваших проблем.

Изотерапия (рисуночная терапия)

Одной из основных и самых эффективных методик арт-терапии является терапия с помощью изобразительного искусства. Прежде всего, это рисование. Процесс и результат анализируется по характеру изображенных на листе форм и линий, времени, потраченному на рисунок, преобладающим цветам.

Изотерапия побуждает к проявлению творческой фантазии, креативности, помогает найти свой индивидуальный стиль. Здесь нет определенных правил и ограничений. Конкретные методы изотерапии подбираются специалистами в зависимости от состояния пациента и его возможностей.

Музыкотерапия как подвид арт-терапии

Основана на процессе прослушивания музыки и самостоятельного музицирования.

Известно, что еще в 19 столетии учение обнаружили тот факт, что эмоции человека могут вызвать изменения в его дыхании, пульсе, биохимические реакции в организме.

А различные музыкальные произведения по-разному оказывают воздействие на эмоции человека. При прослушивании определенной музыки можно освободиться от страхов, напряженности, испуга и других эмоций.

Музыкотерапию сегодня используют даже на этапе внутриутробного развития плода. При различных ассоциативных связях, которые возникают при прослушивании музыки, возможно изменение психического состояния человека.

Цветотерапия как подвид арт-терапии

Использование различных цветовых образов, подобранных специалистами,  оказывает определенное воздействие на человека. На сегодняшний день существует множество методов цветового воздействия.

Это может быть медитация на свет – человек определенное время смотрит на те или иные цвета. Кстати, эффект от медитации мог ощутить любой, кто хотя бы раз долго смотрел на пламя костра. Есть и такой метод цветотерапии, как цветорелаксация.

Ее проводит психотерапевт при помощи внушения и воссоздания определенной цветовой атмосферы, которая благотворно влияет на пациента.

Цветотерапию как технику арт-терапии можно проводить не только со специалистом, но и самостоятельно. Достаточно изучить, какое воздействие на человека оказывает тот или иной цвет.

 Фототерапия как подвид арт-терапии

Практически любая фотография, сделанная вами или другими людьми, вызывает определенные мысли, ассоциации, эмоции. Фототерапия  — методика арт-терапии, которая открывает путь к самопознанию, решению психологических проблем, способствует терапевтическому эффекту.

Существуют такие технологии фототерапии, как слайд-терапия, галерея образов, фоторепортаж и др. Используется как повторное переживание отрицательного опыта, отражение различных ситуаций в жизни человека.

Сказкотерапия (библиотерапия) как подвид арт-терапии

Эта методика арт-терапии помогает найти связь между героями в литературном произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п. Учитывая разнообразность форм, легкость и естественность при восприятии библиотерапии, она является довольно ценным инструментом в работе с детьми (сказкотерапия). Такая арт-терапия для детей используется для коррекции их поведения.

Библиотерапия в качестве метода лечения применяется очень давно. Его использовали для того, чтобы отвлечь человека от определенных мыслей. Методика прекрасно используется в лечении неврозов.

С помощью чтения книг пациент может обрести внутренний покой и вернуть душевное равновесие.

Также метод библиотерапии используется и для того, чтобы вызвать у человека всплеск психической активности для нормализации физиологических и психических процессов.

Игротерапия как подвид арт-терапии

Позволяет пациентам пережить в игре определенные ситуации, не изменяя свои навыки поведения. Игра оказывает очень сильное влияние на развитие личности. Поэтому игротерапия часто используется в работе с детьми.

Она является эффективным способом коррекции, учитывая физические и психические особенности ребенка.

Эта методика арт-терапии используется при таких показаниях, как замкнутость, нарушение поведения, фобии, вредные привычки и т. д.

Возможности игротерапии неограниченны, а в процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, совершенствовать эмоциональную и волевую сферы.

Песочная арт-терапия

Является невербальной формой психотерапии, позволяющей осуществить общение с самим собой и с окружающим миром. Эта методика арт-терапии позволяет снять внутреннее напряжение, повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

К формам песочной терапии относится как простое пересыпание песка, так и создание отпечатков и целых картин с использованием различных предметов.

Игра в песке позволяет человеку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает.

При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.

Источник: http://missbagira.ru/themes/health/metodika-art-terapii

Цветы жизни
Добавить комментарий