Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Содержание
  1. Адаптация ребенка в детском саду — советы родителям от психолога
  2. Адаптация – что это?
  3. Виды адаптации
  4. Чем родителю помочь своему малышу?
  5. Чего нельзя делать родителю
  6. Особенности адаптации в детском саду
  7. Как проходит: эмоциональное состояние ребенка в период привыкания ↑
  8. Вред яслей и раннего посещения ДОУ ↑
  9. Адаптация ребенка в детском саду ↑
  10. Как облегчить привыкание. Советы психолога для родителей ↑
  11. Как не стать врагом для ребенка и помочь ему быстро адаптироваться в детском саду
  12. Важная информация для родителей
  13. Подготовительный этап
  14. Время для адаптации
  15. Не пропустите момент
  16. Адаптация к детскому саду: рекомендации психолога
  17. Поступление в детский сад
  18. Облегчение привыкания к садику
  19. Тяжелая адаптация: что делать?
  20. Дети 4-5 лет
  21. Что делать воспитателю
  22. Ошибки родителей
  23. Напоследок
  24. Подготовка малыша к детскому саду с помощью психолога
  25. Детский сад
  26. С какими проблемами вы столкнетесь
  27. Три типа адаптации к садику
  28. Сложная адаптация
  29. Как адаптировать малыша
  30. Что могут сделать родители
  31. Поговорить про садик
  32. Сходить вместе
  33. Обсудить
  34. Учесть мнение ребенка
  35. Что бы посоветовал детский психолог мамам и папам

Адаптация ребенка в детском саду — советы родителям от психолога

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога Рубрика: Детская психология 30.11.2017   ·   : 0   ·   На чтение: 10 мин   ·   Просмотры:

В жизни большинства молодых родителей наступает момент, когда пора отдавать своего малыша в детский сад. Сразу встает множество важных вопросов, начиная от выбора самого садика и заканчивая тем, как ваш ребенок сумеет быстро адаптироваться в своем первом коллективе.

Порой и вовсе кажется, что малышу лучше оставаться дома до самой школы, под опекой любящих мамы и папы. Тогда его никто не обидит, он не будет обделен вниманием и заботой.

Но семейный бюджет иногда требует работающих обоих родителей, из-за чего малыша не с кем оставить, либо родители просто понимают, что их знаний и навыков недостаточно для полноценного развития их чада и подготовки к школе. К тому же, и в социуме ребенку полезно приучаться бывать, общаться с другими малышами и со взрослыми.

Но тут мамы и папы переживают, что он будет слишком капризен и плаксив или, напротив, неразговорчив, неактивен. Как помочь ему справиться с первыми жизненными испытаниями?

В данной статье мы узнаем обо всех тонкостях процесса адаптации ребенка в садике.

Адаптация – что это?

«Адаптация» означает привыкание, приспособление человека и его организма к новым условиям, смене обстановки.

Даже взрослый не всегда успешно и быстро справляется с переездом или переходом на другую работу, что уж говорить о малыше.

Детский сад для него – неизведанное, чужое пространство, в котором ему предстоит справляться самому, без мамы и папы, что окружали его все это время с рождения.

Первое, с чем связана адаптация – большой затрат энергии, что провоцирует выработку усталости, скапливающегося напряжения. Происходит истощение внутренних ресурсов организма. Второе – это принятие того факта, что в прежнюю устоявшуюся модель жизни ребенка теперь вторгаются новые условия, при которых:

  • Рядом не будет родителей и других близких родственников;
  • Нельзя будет делать что-то вне установленного режима дня;
  • Постоянно видеться со множеством пока незнакомых детей;
  • Значительно снижается внимание конкретно к нему;
  • Присутствуют воспитатели-взрослые, которых нужно слушаться, как своих родителей.

Даже учитывая эти факторы, достаточно понять, что малышу предстоит самое, что ни на есть, первое жизненное испытание. Не только внешне в нем отражаются перемены, но и внутренние. Ребенок переживает самый настоящий стрессовый опыт.

Вот признаки, по которым можно понять, что малыш не справляется:

  • Заболеваемость. В первые дни нахождения в детском саду ребятишки часто склонны подхватывать вирусные инфекции. Сопротивляемость организма, иммунитет из-за стресса снижается;
  • Низкая потребность в общении. Ребенок не желает знакомиться со сверстниками из группы, не хочет идти на контакт с воспитателем. Причем это касается и тех детей, что прежде были веселы и разговорчивы;
  • Прерывистый сон. Малыш просыпается по ночам или не хочет спать один;
  • Резкое снижение речевых особенностей. Иногда ребенок, который отлично говорит дома, внезапно сильно теряет в своих навыках, используя более простые фразы или обрывки слов;
  • Плохой аппетит;
  • Утрата навыков самообслуживания. Неожиданно может произойти и то, что малыш вдруг разучивается умываться, держать ложку, одеваться, ходить на горшок;
  • Резкие скачки настроения. Сперва малыш может плакать и жаловаться, бояться возвращаться в сад, потом наступает злость, проявляется агрессия. Или наступает нечто вроде апатии, полного безразличия. Положительных эмоций, к сожалению, почти не бывает при первых посещениях садика;
  • Перемены в ритмической деятельности. Прежде гиперактивный, всюду сующий свой нос любознательный малыш может стать медлительным и замкнутым, тогда как тихий ребенок внезапно начинает беситься, шуметь;
  • Нет интереса ни к чему. Потребность в познании заметно затухает, даже если до этого ребенок сыпал взрослых вопросами.

Важно учесть, что ребенок не капризничает, а испытывает естественные волнения на новые обстоятельства. Адаптация может занимать от 3 до 4 недель, а то и двух месяцев. После нее поведение малыша нормализуется, негативные моменты пройдут. Нельзя сердиться и поторапливать ребенка, каждый отдельный случай индивидуален.

Виды адаптации

Итак, чтобы легче было понять, что происходит с ребенком, можно условно выделить три типа адаптации:

  1. Легкая. Длится не более месяца. Характерна для большинства детей. Ребятишки постепенно приобретают желание ходить в садик, обзаводятся друзьями. С ними происходят изменения, но носят краткосрочный характер, не вызывают осложнений и болезней.

Такие малыши:

  • со вниманием осматриваются, когда заходят в садик;
  • слушает воспитателя, смотрит ему в глаза;
  • знакомится с ребятишками;
  • эмоционален, но в меру;
  • спокойно относится к распорядку дня;
  • настроение стабильное;
  • может играть сам с собой, с игрушками;
  • способен обратиться к воспитателю при необходимости;
  • доброжелателен ко всем вокруг него;
  • слышит и учитывает замечание, либо похвалу.
  1. Средняя. Длится от месяца до полутора. Такая адаптация может сопровождаться болезнью, но без сильных последствий. Обычно это ОРВИ, ОРЗ. Тем не менее, контроль врача в данный период важен.

Ребенок в этой группе:

  • общается, если воспитатель ему приятен;
  • без срывов реагирует на критику;
  • после того, как осмотрится, привыкнет к другим детям, способен играть с ними;
  • возможны нарушения ребенком правил в качестве проверки реакции на это со стороны взрослых.
  1. Тяжелая. Малыш болеет не просто простудой, а получает нервный срыв. Что, конечно, не есть хорошо.

Такие дети:

  • замкнуты;
  • отказываются разговаривать или делают это лишь при родителях;
  • не в состоянии играть в продолжительную игру;
  • не могут выбрать одну игрушку;
  • пугаются, отстраняются, особенно если слышат замечание в свой адрес.

Последний случай адаптации наиболее нуждается в помощи не просто родителя, но и психолога, педиатра, изредка и невропатолога. Вовремя обратиться к специалисту – помочь малышу преодолеть проблемы коммуникации и скорректировать модель его поведения, что положительно скажется и на дальнейшем детском развитии, взрослении.

Тем не менее, типы адаптации носят весьма условный характер. Все дети – уникальны, у каждого из них привыкание к условиям садика пройдет по-своему. Кто-то и вовсе адаптируется за неделю, а кому-то придется потерпеть полгода.

Сроки адаптации зависят:

  • От благоприятности семейной обстановки, уровня родительской поддержки малыша
  • От общего состояния здоровья ребенка
  • От темперамента детей. Как правило, быстрее других адаптируются общительные сангвиники, затем довольно стабильны флегматики, чуть медленнее приспосабливаются взрывные холерики и эмоциональные меланхолики.

Чем родителю помочь своему малышу?

Существует целый список рекомендаций для родителей, чтобы те научили ребенка самостоятельности и лучшему привыканию к детскому саду.

  1. Прежде всего необходимо обучить малыша следующему:
  • Умыванию
  • Пользованию горшком
  • Как правильно орудовать ложкой и вилкой, держать кружку
  • Застегивать и расстегивать свою одежду, надевать обувь
  • Вытирать нос платком

Навыки самообслуживания значительно упростят ребенку процесс нахождения в новом для себя месте. Пусть его одежда будет удобной в обращении и практичной, немаркой.

  1. Позитивный настрой. Расскажите малышу о плюсах пребывания в садике. Заранее просветите, чем он там будет заниматься, что нового для себя откроет, какие игры его ждут. Подыщите подходящую сказку. Разыграйте мини-представление, отражающее первые дни в детском саду. При возможности сводите малыша в садик на короткое время для знакомства с воспитателем и детьми.
  2. Выстройте режим дня, подходящий к детсадовскому. Актуально за месяц до отправки в сад.

Примерный график:

7-30 – подъем, умывание, переодевание

8-30 – завтрак, зарядка

До 12-00 – прогулка или занятия

12-00 – 13-00 – обед

13-00 – 15-30 – сон-час

16-00 – полдник

И далее подгадайте время для ужина и вечерней прогулки, игр. Естественно, важно учесть то, во сколько лечь спать. Не стоит укладывать малыша после десяти, сделайте это пораньше. Полноценный сон – залог того, что ребенок будет бодрее отправляться в садик и чувствовать себя лучше. В выходные тоже не следует сильно сбиваться с выбранного режима.

  1. Сообщайте малышу, когда вы его заберете. Пусть он будет спокоен и ориентируется на какое-то событие – после обеда, прогулки, в полдник. Но и не подводите ребенка, если пообещали – не опаздывайте.
  2. Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще гуляйте с ним, применяйте закалывание. Его комната должна быть хорошо проветриваемой.
  3. Приводите малыша в садик сперва на час-два, затем на больший срок. Не нужно в первый же день оставлять его на полный день.
  4. После садика за ужином обсудите с ребенком его впечатления. Спросите, что ему больше запомнилось, во что и с кем он играл. Поделитесь и тем, как прошли ваши дела. Внимательно послушайте жалобы малыша, уточняйте, что именно не так. Дети склонны преувеличивать, приукрасить, что нормально для их психики. Поэтому сами проверьте, действительно ли есть те или иные неудобства, проблемы. Всегда есть возможность поправить, изменить отношение малыша. Особенно важным моментом будет его взаимоотношения с воспитателем, что и проверить труднее. В крайних случаях лучше перевести ребенка в другую группу, если действительно есть основания полагать, что ребенку некомфортно с тем педагогом. Если ваш малыш устал и капризен, то здесь нет повода паниковать. Пока он привыкает, все это характерно. Не ругайтесь на ребенка. Пусть снимет напряжение – пошалит, побегает дома.
  1. Когда оставляете малыша в садике, используйте свой ритуал: поцелуйте или скажите «пока-пока», махните рукой. Что будет сигналом ребенку, что дальше он идет один.
  2. Одевайте малыша, согласно температурным условиям в группе. Лишняя одежда не даст ему комфорта.
  3. Уделяйте отдельное внимание приготовлениям к садику дома с вечера. Обсудите, какую игрушку малыш с собой возьмет, во что будет одет.
  4. Не стоит на период адаптации бороться с привычками малыша, например, отучать от соски. Кроме того, избегайте дополнительных эмоциональных потрясений и впечатлений, включая походы в цирк, театр, посещение малознакомых гостей. Негативно сказывается и излишний просмотр телевизора.
  5. Если у вас сложилось не самое приятное впечатление о садике или воспитательнице, не высказывайте его при ребенке. Он ориентируется именно на вашу оценку.
  6. Сохраняйте умеренный тон при общении с малышом. Мягко, но настойчиво подымайте его в садик, проговаривайте, чем важно его посещение. Дайте ему уверенность в том, что ничего плохого с ним не произойдет.
  7. Расставайтесь с ребенком быстро, без долгих прощаний. Они почти наверняка вызовут у малыша слезы, а ваша тревога породит его беспокойство.
  8. Поддерживайте здоровый микроклимат в семье. Показывайте ребенку свою любовь: обнимайте, хвалите, целуйте, ласково обращайтесь. Сейчас ему важно ощущать усиленную поддержку.
  9. Если малыш зачихал или закашлял, сразу забирайте его из садика и отведите к врачу. Инфекцию стоит лечить с первыми же признаками.
  10. Разрешите взять любимую игрушку. Напоминание о доме придаст ребенку уверенности и спокойствия.
  11. Соблюдайте меры профилактики ОРЗ.
  12. Приводите ребенка в сад пораньше остальных или чуть позже. Дети порой плачут «за компанию».
  13. Если поведение вашего малыша значительно отличается от привычного, сохраняется так долгое время, то посоветуйтесь с доктором или детским психологом.
  14. Стойко переносите капризы ребенка. Не забывайте, что это проявление перегрузок. Прижмите малыша к себе, поиграйте с ним.
  15. Если ребенок сильно зависим от матери и тяжело переживает разлуку с ним, то лучше бы сделать так, чтобы в период адаптации его забирал кто-то другой. Папа, бабушка или дедушка.

Не забывайте, что часто человек заболевает, когда испытывает сильный стресс. Состояние «бегства в болезнь» свойственно и малышу. Организм не в силах справляться с новыми нагрузками и дает сбой. Важно не только лечить его физическими средствами, но и следить за нормализацией психического состояния.

Чего нельзя делать родителю

Для родителей, что отправляют своих детей в садик, не рекомендуется:

  • Не пристыжайте своего ребенка за плач и капризы.
  • Не сравнивайте малыша с другими.
  • Не нагнетайте атмосферу вокруг посещения детского садика, сами не тревожьтесь.
  • Не забрасывайте ребенка подарками за то, что он сходил в садик.
  • Не обманывайте малыша, давая ему пустые обещания. Если не сможете забрать его скоро, то лучше сказать ему об этом сразу.
  • Если ребенок болен, ни в коем случае не отправляйте его в сад.

Напоследок, не забывайте, что со временем малыш привыкнет и будет относиться к садику как одной из основных своих деятельностей, неотъемлемой части своей жизни.

У него появятся друзья, к которым он будет рад вернуться, увлекательные занятия от чутких педагогов и праздничные мероприятия – их ребенок тоже вряд ли пропустит. Да и простые будни будут восприниматься им с положительным настроем.

Потому наберитесь терпения, запаситесь словами поддержки и любви к своему чаду, пока тот пройдет свой первый адаптационный период.

Источник: https://psihter.ru/detskaya-psihologiya/adaptatsiya-v-detskom-sadu/

Особенности адаптации в детском саду

Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.

Как проходит: эмоциональное состояние ребенка в период привыкания ↑

  1. Для первых дней пребывания детям свойственно проявление отрицательных эмоций. Они плачут или начинают хныкать. Особым проявлением негативного состояния является страх. Ребенок боится неизвестности и незнакомых детей и взрослых.
  2. Стрессовая ситуация может вызывать вспышки гнева. Агрессию может вызвать все, что угодно.

    Для некоторых детей характерно депрессивное состояние в период адаптации. Они становятся вялыми и заторможенными. Позитивные эмоции могут быть связаны с правильно выбранным стимулом, например, игрушкой или веселой игрой. Постепенно отрицательные эмоции все больше будут замещаться положительными.

  3. В первые дни посещения ДОУ у детей наблюдаются проблемы со сном, даже если до этого их не было. Сон становится беспокойным, некоторые дети просыпаются с плачем и криками. Проблема разрешится к окончанию периода адаптации.
  4. Аппетит заметно снижается. Связано это с новым режимом и характером еды.

    Для детей вкус еды непривычен, а стресс блокирует вкусовые рецепторы. Показателем того, что ребенок постепенно адаптируется, является повышение аппетита.

  5. Родители могут заметить, что словарный запас ребенка заметно снизился. На начальном этапе многие дети предпочитают использовать упрощенные слова. Так проявляется защитный механизм.

    В скором времени происходит восстановление речевых функций и значительное увеличение слов.

  6. Наблюдается снижение двигательной и познавательной активности. Отмечается, что такое замедленное и заторможенное состояние постепенно нормализуется к окончанию адаптационного периода.
  7. В первый месяц посещения детского сада снижается иммунитет ребенка.

    В этот период возможны простудные заболевания, причина которых не физиологическая, а скорее психологическая. Стресс снижает сопротивляемость организма. Достижение эмоционального равновесия нейтрализует склонность к болезням.

Вред яслей и раннего посещения ДОУ ↑

Негативным моментом раннего посещения дошкольного учреждения является разлука с матерью.

Если отдать ребенка в детский сад в 2 года, то неизбежно родители столкнутся со стрессом, отражающимся на психологическом и физиологическом состоянии ребенка:

  • У ребенка могут наблюдаться невротические реакции, т.к. в раннем возрасте он не готов расставаться с матерью. Развитие резко тормозится и идет замедленными темпами. При этом качество приобретаемых навыков и умений снижается.
  • Нарушается контакт с родителями. Ребенок не может строить с ними доверительных отношений, т.к. необходимая в раннем возрасте связь разорвана и не успела окрепнуть. С возрастом вопрос не решается и проблема только усугубляется.
  • Возникают сложности в общении со сверстниками. К 3-4 годам дети уже играют вдвоем, а затем и группой. До этого периода они предпочитают индивидуальную игру. Раннее помещение ребенка в группу разрушает нормальное развитие коммуникативных навыков.
  • Речевые функции нарушаются.

К ним относят несколько критериев, сочетание которых требует отказа от посещения детского сада на некоторое время.

  1. Особенности дородового периода. Токсикоз, хронические или инфекционные болезни, прием лекарств, курение, употребление алкоголя, сопровождающие беременность, могут способствовать проблемам адаптации ребенка к детскому саду.
  2. Родовой процесс. Особенности протекания родов, возможные осложнения или тяжелая травма, резус-конфликт отражаются на неблагоприятном течении адаптационного периода.
  3. Послеродовой период, характеризуемый рядом признаков: недоношенность, малый или крупный вес, болезни ребенка в первый месяц жизни, тип вскармливания (естественное или искусственное), курение матери (активное или пассивное) и материальное положение семьи.

Факторы первых двух групп необратимы, но относящиеся к третьей группе поддаются коррекции.

Адаптация ребенка в детском саду ↑

  1. Режим. Первая трудность, возникающая в начале посещения детского сада, – новый режим. Ребенку сложно перестроится к новым требованиям, поэтому режим выбранного доу стоит узнать заранее и придерживаться его в домашних условиях за месяц-полтора до начала посещения, строго соблюдая распорядок по дням и часам.
  2. Спать пора. В адаптационный период важно правильно организовать ночной сон ребенка. На фоне постоянного недосыпа у детей развиваются невротические состояния, в результате которых адаптация проходит длительно и болезненно.
  3. Доброе утро. Резкое пробуждение, особенно в фазе глубокого сна, недопустимо.

    Оно приведет к капризам, вялости и раздражительности ребенка. Идеальный вариант, когда он просыпается самостоятельно. Если этого не происходит, то поможет соблюдение простого правила – будить ребенка минут на 10 раньше, давая возможность понежиться-потянуться в теплой постели.

  4. Ты уже большой.

     К моменту поступления в дошкольное учреждение необходимо научить ребенка умываться, одеваться, засыпать, аккуратно вести себя за столом, пользоваться вилкой и ложкой, пить из чашки, самостоятельно посещать туалет. Процессу употребления пищи важно уделить особое внимание, например, обед необходимо съедать за полчаса.

    Эти навыки значительно снизят дискомфортные ощущения при попадании в незнакомые условия.

  5. Никаких дополнительных нагрузок.

     Ребенок попадает в новую обстановку, знакомится с новыми людьми, получает массу эмоциональных переживаний в течение дня, поэтому в домашних условиях все нововведения должны быть минимизированы или полностью исключены.

  6. Максимальное внимание. В период адаптации к детскому саду ребенка окружают вниманием и заботой.

    Полноценный отдых, спокойная атмосфера в доме становятся приоритетными направлениями помощи родителей. Ограничивают посещение развлекательных мероприятий, принимать гостей и самим ходить в гости лучше после того, как ребенок адаптируется. Дополнительные впечатления увеличат нагрузку на психику ребенка, которая и без того претерпевает серьезные испытания.

Как облегчить привыкание. Советы психолога для родителей ↑

Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям.

  • оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
  • приучение происходит постепенно. Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;
  • период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
  • оптимально завести лист учета дней адаптации, где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
  • ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
  • режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
  • адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
  • следует окружить ребенка заботой и вниманием. Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
  • проявление терпимости к детским капризам, возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
  • в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку. Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;
  • расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро. Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
  • игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
  • каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
  • воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
  • в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации.

Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu.html

Как не стать врагом для ребенка и помочь ему быстро адаптироваться в детском саду

Как не стать врагом для ребенка и помочь ему быстро адаптироваться в детском саду

Доброго времени суток, дорогие родители! Отправить ребенка в детский сад – это очень большое испытание и в первую очередь для самих родителей. Не каждому под силу вытерпеть страдания родного и такого долгожданного малыша. Вот только социальная адаптация необходима. От нее зависит будущее вашего ребенка.

В этой статье будет затронута важная тема — адаптация ребенка в детском саду, советы психолога здесь придутся как нельзя кстати. Для начала я бы хотела поговорить с молодыми родителями, ведь для них это более серьезное испытание, чем для малыша.

Важная информация для родителей

Зачастую проблема тяжелой адаптации у детей в первую очередь связана с внутренними переживаниями самой мамы, которой очень сложно отпустить ребенка в самостоятельное плавание.

2 года или 3 вы были тесно связаны с малышом, каждый день проживали вместе, а теперь он пусть ненадолго, но исчезает. Подсознательные страхи: «Я уже ему не нужна», «Как он там без меня», «У него начинается новая жизнь» — очень плохие союзники, которые мешают малышу адаптироваться.

Некоторые мамы самостоятельно начинают искать повод для того, чтобы ребенок остался дома: «Ты как-то плохо сегодня выглядишь», «По-моему, у тебя сопли». Даже в раннем возрасте переживания мамы чувствуются очень хорошо. Малыш может начать манипулировать. Если несколько сильных истерик привели к тому, что он не пошел в ДОУ, то вы рискуете в следующий раз столкнуться с еще большими слезами.

Очень важно дисциплинировать себя и постараться проявить стойкость. Через несколько лет ваш ребенок пойдет в школу и предыдущий опыт может сыграть с ним злую шутку. Вы уже не сможете так просто оставить его дома, но попытки добиться желаемого не заставят себя долго ждать. Он будет плакать.

Кроме того, в детском саду ребенок учится общаться со сверстниками, получает базовые коммуникативные навыки. Пережить адаптацию бывает невероятно сложно. Здесь очень важна ваша решительность. Поддаваясь слабости, вы рискуете покалечить психику и негативно повлиять на последующую жизнь собственного ребенка.

Чтобы узнать больше об этой теме и справиться с собой, чтобы сделать своего ребенка счастливым, я порекомендую вам книгу «Самостоятельный ребенок или как стать «ленивой мамой» Анны Быковой.

Пусть вас не пугает слово «ленивая». На самом деле, речь идет об очень даже заботливой маме, которая тратит уйму сил и времени, чтобы научить малыша и не мешать ему самому важному в современной жизни – стать самостоятельным человеком. В ней вы найдете много забавных картинок, полезных историй из жизни и пошагово разберетесь в основополагающих проблемах и вопросах, связанных с воспитанием.

Подготовительный этап

Чтобы вам было легче отпустить ребенка в детский сад, первым делом вам необходимо его научить всему, что от него потребуется. Посоветуйтесь с воспитателями и узнайте как ведут себя другие дети.

Зачем это нужно? Таким образом и вам будет легче пережить разлуку, и разница в привычном жизненном укладе для ребенка не станет такой уж разительной.

Не все дети в 3 года могут самостоятельно кушать или ходить в туалет. Раньше вам было не сложно самой усадить на горшок малыша и вы считаете, что для этого возраста это совершенно нормально.

Однако, ситуация изменилась. Вы и ваш ребенок вынуждены адаптироваться к новым условиям. Вам обоим будет легче, если вы приложите все усилия, чтобы он смог сам кушать, садиться на горшок и одевать ботинки.

Конечно, ему обязательно помогут воспитатели, если это потребуется, но зачем вам лишние проблемы и волнения? Если другие малыши привыкли к этим условиям, чем ваш ребенок хуже?

Время для адаптации

Каждая мама сама решает какое время оптимально для самостоятельного пребывания ребенка в детском саду. Некоторые начинают хныкать через пару часов, другие спокойно сидят до обеда. Не нужно слишком давить на ребенка и спокойно относиться к тому, что он несколько часов к ряду плачет и зовет маму.

Что бы вам не говорили и как бы не советовали оставлять его на 3-4 часа, если ребенок чувствует себя плохо, можно сократить время на первых порах до 1-2 часов, а потом увеличивать время. Здесь главное – стабильность.

Опять же, я не призываю вас через сопли и ветрянку гнать малыша в детский сад, но и искать причину остаться дома, когда ее нет, тоже не стоит. Много моментов поможет прояснить моя статья о готовности ребенка идти в сад, возможно, вам нужно немного подождать с походом в учреждение.

Не пропустите момент

Возможно, в какой-то период ваш малыш сам попросится остаться подольше. Предположим, вы пришли после сна, а он говорит, что хочет побыть с детишками. Это отлично! Не упустите этот момент, обязательно прислушайтесь к словам ребенка. Это его первая попытка стать самостоятельным.

Забудьте о себе в этот момент. Вы уже настроились идти вместе в парк или цирк – это прекрасно, но лучше перенести эти планы на другой день. Самое важное, что ему начало нравиться. Прислушивайтесь к желаниям ребенка и старайтесь их исполнять. Это и есть залог счастливой жизни в будущем. Он может. Похвалите его, ведь он прямо говорит вам, что готов быть самостоятельным.

Не забывайте подписываться на рассылку, чтобы узнать о детской психике больше. До новых встреч.

Источник: http://ezy-life.ru/o-detyah/adaptatsiya-v-detskom-sadu.html

Адаптация к детскому саду: рекомендации психолога

“Воспитатель не чиновник. А если он чиновник, то уже не воспитатель”
К.Д. Ушинский.

Поступление в детский сад

Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.

В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:

  • эмоций;
  • взаимодействия с окружающим миром;
  • познавательной активности;
  • умений и навыков;
  • речи;
  • двигательной активности;
  • сна;
  • аппетита;
  • здоровья.

Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.

Облегчение привыкания к садику

Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам.

Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре.

Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.

Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.

За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.

На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов.

Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя.

Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.

На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.

Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.

Тяжелая адаптация: что делать?

Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.

При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ.

Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр.

Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.

Дети 4-5 лет

Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.

С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.

У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.

Что делать воспитателю

С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели. Очень важно избегать крайностей.

Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала. Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним.

В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.

Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда. Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей.

Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».

Ошибки родителей

«Тот, кто уже не помнит собственного детства
совершенно отчетливо — плохой воспитатель». М. Эшенбах.

Для облегчения адаптации в детском саду, родители не должны:

  • Ругать ребенка за плач.
  • Пугать малыша детским садиком.
  • Плохо отзываться о воспитателях и садике.

Также родитель не должен обманывать малыша, уверяя его, что заберет его домой через 1-2 часа. Иначе ребенок получит еще один стресс, а доверие к матери будет подорвано.

Напоследок

Многие психологи рекомендует отдавать детей в садик после трех лет. Ребенок в 1-2,5 года еще очень привязан к матери. Перед устройством в садик рекомендуется пройти тест на готовность к садику.

Об авторе: детский психолог, опыт работы от воспитателя в детском саду до семейного психолога. Cотрудничаю с детским развивающим журналом “Рюкзачишка”, телесериалом “Кулагин и партнеры”.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6280_adaptatia_k_detskomu_sadu_sovety_pshychologa

Подготовка малыша к детскому саду с помощью психолога

Подготовка малыша к детскому саду с помощью психолога

Родители и психологи спорят между собой: нужен ли детский сад ребенку? В 3-4 годика он еще такой маленький.

Как же отдать его на целый день к другим детям, к неизвестной воспитательнице? С одной стороны, резкая смена обстановки действительно станет для ребенка шоком.

С другой — в этом возрасте необходимо развивать коммуникативные навыки. Одних родителей уже не достаточно –ребенку нужны друзья его возраста.

Важно и то, что в детском саду он станет самостоятельнее,  научится вести себя в коллективе. Все это подготовит его к школе. Освоиться в саду поможет интерес: там появляются первые друзья, новые виды игр и активности.

Привыкание или адаптация пройдет быстрее, если родители начнут заранее готовить своего малыша к детскому садику. Здесь могут помочь советы психолога.

Если вы волнуетесь за ребенка, лучше вместе сходите к детскому психологу на разговор.

Детский сад

Этого времени вы ждали, не так ли? Ваш малыш уже ходит, говорит, с радостью играет с другими детьми. Теперь он довольно взрослый, а мама может отдохнуть или возобновить работу. Потом будет школа, институт – вся взрослая жизнь впереди.

Больше не нужно кормить его по 4 раза за ночь. С одной стороны, для вас это радостное событие. С другой — вы уже не будете проводить так много времени вместе с вашим малышом, как раньше. Так что родители могут по-разному оценивать такие перемены.

А что же ребенок?

В детском саду малыш сталкивается с новой средой, в которой может быть некомфортно первое время. Ему многое непонятно.

  • Кто такая воспитательница и почему я должен её слушаться?
  • Откуда здесь все эти дети?
  • Где мои игрушки?
  • Почему мама меня здесь оставила?

Это лишь некоторые вопросы, которые задает себе ребенок в первое время. Все дети разные. Кто-то сразу заведет себе пару приятелей и не вспомнит о доме до самого прихода родителей. А для кого-то адаптация проходит очень тяжело. Для ребенка важно, чтобы родители на этом этапе помогли ему сориентироваться.

С какими проблемами вы столкнетесь

В вашем детском саду очень хорошо: добрая молодая воспитательница, много игрушек, удобные кроватки. Детей не так много, как 20-30 лет назад. Уютные комнатки, сказки перед сном. Вы побывали там, все посмотрели. На ваш взгляд, все отлично, но для ребенка приход в сад сулит много проблем.

Основная проблема — стресс. Он легко тянет за собой болезни. Тут малыш может смекнуть, что если он болеет, то остается дома. А значит, болеть нужно чаще.

Вторая проблема — разлука с мамой. Для ребенка 3-4 лет мама — это центр вселенной. Если мама уходит, оставляет его, у малыша может начаться настоящее депрессивное поведение. А вслед за этим — снижение иммунитета, болезни.

Проблема третья — так называемый кризис 3 лет. Это особое время для каждого ребенка, когда он действует под лозунгом «я могу сам, посмотри на меня». Ему сейчас очень хочется завоевать внимание и похвалы взрослых, чтобы все смотрели только на его успехи. Сам завязывает шнурки, может сам покушать, убирает свои игрушки.

Но в детском саду от него эту самостоятельность будут требовать, а ожидаемой похвалы малыш может и не получить. Конечно, тут многое зависит от воспитателя. Если это умный педагог, знающий психологию детей, то будет гораздо проще.

Три типа адаптации к садику

Психологи выделяют три типа адаптации по сложности:

  • тяжелая;
  • средняя;
  • легкая.

Легкая адаптация проходит за 2-3 дня. Обычно это свойственно детям-экстравертам с большой потребностью к коммуникации. Малышу нравится играть с детьми, он полностью увлечен новой жизнью.

Он иногда капризничает по утрам, ему не всегда нравится детсадовская еда, но в остальном все идет без проблем.

Таких детей около 80%: в 3-4 годика совершенно нормально быстро приспосабливаться к новой дружелюбной среде, да еще с помощью родителей.

Средняя по тяжести адаптация длится дольше. Ребенок готов играть, заводить знакомства, но не проявляет особой инициативы. Все еще сильны домашние привычки.

Он хочет играть по своим правилам, а дети отказываются, исключают его из игры. Может долгое время проводить один, а потом вдруг начать играть со всеми. Тут, кроме прочего, нужно обратить внимание на иммунитет ребенка.

Если он снижен, малыш будет много болеть и все чаще оставаться дома.

Тяжелая адаптация требует внимания со стороны родителей. Это значит, что вашему сыну или дочке очень тяжело сейчас, и только вы можете помочь справиться.

Сложная адаптация

Малыш ходит в садик неделю, две, три. Но вам не становится спокойнее и лучше: он изменился. Проявления могут быть разными:

  • явная агрессия, новое для него поведение;
  • полное безразличие ко всему;
  • потеря аппетита и веса;
  • постоянные истерики перед походом в садик.

Может случиться, что вы заметите явный регресс в развитии ребенка: он стал снова писаться в штаны, ухудшилась речь. После разговора с воспитательницей вы понимаете, что для вашего малыша пребывание в садике – чистое мучение.

В первые пару дней он играл, знакомился, гордился ем, что ходит в садик, как взрослый. Но в детском саду новизна проходит быстро. Он видит, что изменилась жизнь, изменилось отношение к нему.

Другой ребенок может отобрать игрушку, остальные дети не берут его с собой играть… Даже если в группе 10-15 детей, всем сразу воспитательница не поможет. Ваш малыш один, его тут бросили.

Так дети первый раз переживают состояние ненужности.

Зачем мама это сделала?

Я где-то провинился?

Меня здесь оставляют за то, что я плохо себя веду?

Такие вопросы он задает себе постоянно. Так идет адаптация к новой среде, если вы не подготовили ребенка заранее. Пройдет время, он привыкнет, и все вернется на свои места. Теперь у вас нет выбора: забрать из сада после 1-2 недель, снова оставить дома — не выход. Это лишь усугубит ситуацию.

Как адаптировать малыша

Многие родители сами посещали это место в детстве, у них остались приятные воспоминания: кормят, дают спать днем, много игрушек, друзья. Как можно не хотеть идти в садик? Да, многие работающие люди согласятся, там было замечательно.

Но это взгляд взрослого усталого человека, а для ребенка 3-4 лет мир просто переворачивается в один день. Вчера он спокойно спал, кушал, играл дома, а сегодня уже его оставили одного в новом месте. Проблема в том, что его просто отводят и бросают, ничего толком не объяснив. А ведь очень важна адаптация и поддержка – как перед первым посещением, так и в первую неделю- месяц.

Что могут сделать родители

Важно, чтобы малыш был морально готов к тому, что теперь он будет посещать садик. Советы детского психолога про подготовку просты, но могут помочь. Если совсем страшно и ничего не получается — сходите к нему на прием. Психолог поможет подобрать правильную линию поведения с ребятами, подскажет, как знакомиться, говорить с воспитательницей группы без страха.

Садик нужно преподнести малышу правильно. Иначе это место станет для него наказанием за какие-то прошлые провинности. Лучше начинать всю подготовку к детскому саду за несколько месяцев до первого посещения.

Сразу скажите, что это надолго, на следующие 2-3 года. Повторите это несколько раз, малыш должен понять, что это не поход в гости на один раз. А там уже и школа… Не будем сейчас говорить про подготовку к школе, но если адаптация к садику пройдет успешно, то и проблем со школой быть не должно.

Поговорить про садик

Откуда малышу знать, что есть такие места? Только от вас или от старших детей. Это хорошо, если его старший братик или сестричка уже ходят в старшую группу. Тогда малыш сам стремится туда, ведь там его ждут первые уроки, друзья, игры без ограничений. Его там ждет новый мир, которым так гордится старший. Это упростит вам задачу.

Если же старших нет, то расскажите сами. Пока гуляете, просто подойдите к воротам детского сада: пусть малыш мельком заглянет. Там, во дворе, качели, горки, беседки, там можно играть и бегать. Сейчас, когда ему хочется общаться, он легко заводит друзей на детской площадке. Скажите, что там у него обязательно появится лучший друг, с которым они будут играть вместе почти целый день.

Разговор — первичная адаптация. У ребенка может возникнуть масса вопросов к вам.

Можно ли взять свои игрушки?

Как я узнаю, что ты пришла забрать меня домой?

Можно ли там смотреть мультики?

Что будет делать воспитательница?

Кому сказать, если хочется в туалет?

Могу ли я пойти домой раньше?

Что делать, если заболит живот, голова?

У вас должны быть ответы на все вопросы ребенка. Так ему будет легче создать в голове картину того, как будет проходить «садовская жизнь».

Сходить вместе

Это нужно делать до того, как малыш окончательно пойдет в детский сад. Подготовить его к этому легко, благо сейчас садики предлагают приходить первое время всего на 1-2 часа в день и даже вместе с мамой или бабушкой.

Если есть такая возможность, обязательно используйте её. Так вы покажете, что ребенок для вас всё так же любим и дорог. Можно принести игрушки из дома, познакомиться с детьми.

Пусть это будет для ребенка развлечением на 2 часа пару раз в неделю.

Это делается еще летом, в августе, чтобы с сентября можно было спокойно отдать его в садик. Так 90% адаптации проходит при вас. Вы можете показать малышу, где тут туалет, где помыть ручки.

Вместе разберете игрушки. Если он будет видеть, что мама рядом, то спокойно пойдет играть с другими детьми.

Может, не с первого раза, но постепенно все получится, так как он будет уверен в своей безопасности.

Потом оставьте малыша в детском саду на эти 1-2 часа одного. Это проверочный тест для него. Все прошло нормально? Тогда он может даже попросить посидеть еще, ведь игра еще не закончилась. Это хороший знак: ребенка уже затянула новая среда и общение — то, чего ему не хватает дома.

Обсудить

Вы побывали в детском саду несколько раз. Малыш мог первое время сидеть с вами рядом. Потом начал играть, знакомиться. Теперь пришло время узнать его мнение. Оно важно, ведь у вас еще есть выбор: можно посетить другой сад, если в первом вас или ребенка что-то смущает. Такие ситуации, увы, бывают, даже если это платный садик с маленькими группами.

Спросите его:

  • удалось ли найти друзей?
  • нравятся ли ему игрушки в саду?
  • что он думает про воспитательницу, можно ли с ней тоже подружиться?
  • нравится ли ему комната для игр, удобная ли кроватка?
  • что ему понравилось больше всего?

Ваших вопросов должно быть много, ведь вы обсуждаете важную тему – покажите ему свою заинтересованность.

Учесть мнение ребенка

В конце попросите малыша сделать вывод: хотел бы он ходить в этот садик или нет? Скорее всего, если вы проделали прошлые пункты правильно, адаптация пройдет без проблем. Он радостно скажет, что хочет. Он маленький, мало что понимает, но его мнение должно быть важно для вас. Так он почувствует себя важным членом семьи.

Но может случиться и так, что в этом саду вашему малышу совсем не понравилось.. Тогда не поленитесь сходить пару раз в другой. Вы сможете сравнить, а для ребенка это будет полезной практикой принятия своих решений.

Однако бывают ситуации, когда у вас нет выбора. Вы работаете и не можете возить ребенка в другие сады, а этот сад близко от дома, да и условия там хорошие… В этом случае поговорите еще раз с малышом. Скажите ему, что все будет хорошо. Услышать эту фразу из уст мамы очень важно для ребенка.

Что бы посоветовал детский психолог мамам и папам

Даже если вы будете ходить в сад вместе, говорить, объяснять, все равно первая неделя всегда вызывает у ребенка гамму чувств. И не только положительных. Провести в детском саду 1-2 часа с мамой — одно дело. Остаться там с 7-8 утра и до 16-17 вечера — совсем другое. Что можно делать, чтобы по первому времени ребенку было проще?

Эти советы психолога проверены много раз:

  1. Первые несколько дней приводите малыша не с самого утра, а часам к 9:00. В это время дети уже успокоились, играют друг с другом. А ранним утром много слез, просьб не оставлять, не уходить. Зачем вашему малышу это видеть?
  2. Первую неделю кормите его дома. Еда в новом месте может оказаться проблемой.
  3. Будет легче, если первую-вторую неделю мама будет забирать малыша после прогулки. Потом время обеда и сна – сначала это лучше пропустить.
  4. На 3-4 неделе уже оставляйте его обедать и спать, а потом сразу забирайте. Так получится, что вы будете постепенно наращивать время пребывания ребенка вне дома.

В таких условиях ему будет гораздо проще привыкнуть к новой жизни. А вообще для многих детей адаптация проходит легко — они даже сами просят оставить их на прогулку или на обед с друзьями. В таком случае вам не о чем волноваться: у вашего малыша хорошие коммуникативные навыки. Но помните, главное — чтобы вы были рядом и оказали ему поддержку в этот ответственный момент жизни.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/podgotovka-malysha-k-detskomu-sadu-s-pomoshhyu-psihologa.html

Цветы жизни
Добавить комментарий